Итак, свой первый международный вояж в должности президента России Дмитрий Медведев совершил не на Запад, а на Восток - в Казахстан и Китай. И это не случайность. Это жест. Страны для первых визитов были выбраны явно намеренно - чтобы показать, на что Россия отныне будет делать упор в международных отношениях. Стоило охладиться ее отношениям с другими странами Европы и Америкой, как самым предпочтительным партнером стал Китай.
Тем не менее, даже самые верноподданные российские аналитики наперебой спешат подчеркнуть, что это ни в коем случае не означает фундаментальной смены приоритетов. Напротив - Медведев, следуя по стопам своего предшественника и наставника Владимира Путина, дает понять, что Россия будет жестко и прагматично поддерживать партнерские отношения сразу по нескольким направлениям. Как и в свое время Путин, новый президент приехал в Пекин в сопровождении огромной свиты российских бизнесменов.
Отношения между Россией и Китаем в последнее время улучшились как в политической, так и в торговой сфере. Двусторонняя торговля между ними бурно развивается: за 2007 год ее объем вырос на 44 процента и составил 48 миллиардов долларов, а за восемь лет пребывания Путина у власти эта цифра выросла в пять раз. Россия и Китай объединяют силы в рамках оборонной Шанхайской организации сотрудничества, втягивая туда страны Центральной Азии с целью создать противовес влиянию США в регионе. И Пекин, и Москва считают, что мир сегодня многополярен - отсюда и совместное осуждение планов развертывания противоракетного 'щита' в Европе, с которым Россия и Китай выступили в пятницу.
Еще недавно, в годы 'холодной войны', отношения между ними были совсем другими и гораздо более враждебными. В то время эти два коммунистических режима не только не были союзниками, но жестоко соперничали. Сегодня они активно показывают, что их нежданная дружба - это на самом деле полновесное стратегическое партнерство. И все же это альянс по расчету - альянс, за фасадом которого скрывается множество разногласий.
Сегодня в отношениях Россия-Китай лидирует все же Китай. Как бы ни были высоки цены на нефть и газ, объем экспорта российских товаров в Китай за прошлый год вырос едва на 12 процентов (до 19,67 миллиарда долларов), а китайского экспорта в Россию - подскочил почти на 80 процентов, до 28,48 миллиарда, и Китай впервые имеет с Россией торговый профицит. Поэтому Медведев и хочет нарастить объем продаж российской военной техники, самолетов и ядерных технологий - ему надо восстанавливать баланс.
Со своей стороны, Китаю для подпитки экономического роста явно хочется доступа к огромным запасам полезных ископаемых в Сибири. Однако в России Китаю никогда не доверяли, и сегодня она, осторожничая, не допускает роста китайских инвестиций - а также миграции - в свои обширные и малонаселенные восточные области. Новый нефтепровод на востоке России обещают построить, но еще не построили - и это после десяти лет переговоров.
Свой следующий международный визит Медведев нанесет в Берлин. Германия для Москвы - пока что еще торгово-экономический партнер номер один, так что другим странам Запада - включая США - придется подождать. Кремль хочет этим сказать, что его лучше принимать всерьез.
И все же в долгосрочном плане Россия опасается Китая гораздо сильнее, чем своих западных соседей. И неудивительно: только тем завоевателям удавалось покорить Россию, кто приходил с Востока.
_____________________________________________
Что значит быть сверхдержавой ("The Financial Times", Великобритания)
Кто боится большого нехорошего Китая? Почему? ("The Times", Великобритания)
Китай вступает в борьбу за . . . удобрения ("Asia Times", Гонконг)