Украинская земля все больше напоминает большой полигон, где отрабатываются технологии игры на человеческих нервах и судьбах украинцев. Открытая для всех информационных потоков, чужих вояжеров, агитаторов и провокаторам со всего мира, украинская земля действительно является местом не для нормальной и спокойной человеческой жизни.
Здешний способ существования напоминает странный, бездарный и бессмысленный спектакль о политике, которая истощает и утомляет сознание нации, в угоду кому-то меняет ее мораль и разрушает жизненные ориентиры.
Переутомленный и подавленный информационным шумом социум все меньше реагирует так, как должна реагировать государственная нация.
Очень жаль, что эта болезнь развивается, и в полной мере проявилась на перевыборах киевского мэра и городского совета. Кроме неприятных ассоциаций, невольно, возникает предчувствие чего-то плохого, что вскоре может случиться со всей Украиной.
Не может горький урок Киева не иметь последствий для всех нас, ведь по украинским меркам - обесславлена столица. Похоже, что внеочередные выборы в Киеве были каким-то дьявольским экспериментом, испытанием какой-то технологии на столичном полигоне.
Испытания прошли успешно для заказчиков и это должно убедить многих украинцев в губительности любимой тактики: переждать в окопах и потом восстановить историческую справедливость. Пока будем лениво спорить о национальной идее и ругать президента, по нашим головам пройдут те, у кого уже есть реальная технология выборов президента под себя руками-голосами украинцев.
Эта технология успешно испытана и является чрезвычайно опасной и может на этот раз подорвать удивительную украинскую способность к национальному выживанию.
Речь идет о так называемой "демократии безысходности". Она объединяет два, на первый взгляд, конкурирующих процесса и невольно охватывает весь политикум, независимо от желания участников. Это сверхполитическая технология и одновременно аполитическая. Потому она особенно опасна для национальной государственности.
Первая часть технологии - культивирование тотального недоверия к украинской власти и насаждение синдрома привыкания к ежедневному украинскому негативу и публичному неуважению государственных институтов, государственного языка и ценностей титульной нации.
При этом становится выгодно платить трудящимся как можно меньше, ведь бедные и разочарованные - это желаемый электорат, способный посочувствовать и проголосовать даром, за красивое обещание или за 100-200 гривен.
Часть вторая: на фоне последствий культивации недоверия к власти, контрастно и выгодно демонстрировать сочувствие, делать добрые хозяйственные дела и предоставлять мелкую помощь конкретным обездоленным. При этом ни одного сентимента к украинским этническим ценностям и ультрасовременная борьба с украинским национализмом.
Цель этой комплексной технологии - превращение обедневшего электората в послушное орудие для голосования за кого-то. Безысходность является замечательным рычагом информационного давления, чтобы община принимала невыгодные и неприятные для себя решения от досады или за деньги.
Эта технология имеет хорошую дозу цинизма и в этом тоже ее сила - работающему среднему классу смертельно не захочется идти на такие выборы, а этого и добиваются. Отсечь сознательный электорат - пусть работают за почти даром и наполняют бюджет, как источник подкармливания электората основного!
Голосов обездоленных и фанатиков всегда будет больше.
Такая технология оптимальна для всех желающих руководить путем нечестной политики и манипуляций. Она готовилась долго и к ней приучали с самого начала независимости. Теперь ее испытали - это же событие!
Поэтому не следует удивляться, почему доминирующие политики не сделали все возможное, чтобы Киев избрал лучшего мэра, имея для этого реальные шансы. Создается впечатление, словно не это, на самом деле, беспокоило высокопоставленную политическую элиту, а полевые исследования новой беспроигрышной технологии получения власти.
Немало аналитиков склоняются к тому, что столичные перевыборы стали ареной, площадкой для испытания технологий следующих президентских или парламентских выборов. Кто-кто даже прогнозирует участие Черновецкого в президентских выборах как технического кандидата.
Вопреки отвлекающим разговорам об украинского канцлере и "парламентской республике", пост президента является самой желанной целью в стране бедного и разочарованного электората. Не очень верится, что неожиданное положительное голосование БЮТ за новый закон о Кабинете Министров - это последняя большая уступка Ющенко.
Юлия Тимошенко не склонна к уступкам.
Такой жест можно смело делать, когда есть хороший план победы на будущих выборах. Для современной левой политики богатых политиков-обещальщиков электорат надо держать в бедности и депрессии, потому правительство всегда будет виновато во всех бедах и обречено на частые смены.
"Демократия безысходности", собственно, держит на плаву современных политиков, а им очень не хочется уступать политикам-государственникам. Проблема еще и в том, что господство "демократии безысходности" в Украине выгодно мировым соседям.
Весь мир живет по двойным стандартам и каждый заботится исключительно о приоритете собственных интересов, не имея резона помогать более слабому стать более сильным.
Поэтому украинский эксперимент оказался удивительно неплохим изобретением ко времени глобализации, когда стало возможным купить себе немного информационного пространства. И с помощью купленных или собственных СМИ, разрушать мораль, без которой демократия - только способ оформления купленной или приобретенной обманом электората власти.
Некоторые воспримут как фантазию приведенные выше признаки зарождения новой технологии получения власти политиками. Пусть это будет гипотезой, своеобразным предостережением от неприятного поворота судьбы! Хотя основания для беспокойства есть и они прямо обусловлены наблюдениями за киевским экспериментом.
Что-то похожее на "демократию безысходности" уже было в украинской истории и описано как Большая Руина. Читая об этом времени в литературе, удивлялись: как это смогли свободолюбивые и не обделенные здравым смыслом казаки, тем более казацкая старшина, поддаться на уговоры чужеземцев и искать авторитет высшей власти у московского царя?
Не верится, что практичные и религиозные крестьяне могли поверить безбожным большевистским агитаторам и собственными руками душить родную украинскую государственность. Все же не поверили Ивану Франко, который убедил в губительности социализма для национальной государственности, а поверили Винниченко, потом агитаторам Льва Троцкого.
Поэтому эта фантазия не на пустом месте.
На этих перевыборах наглядно доказан факт, что избирателей с помощью технологии "демократии безысходности" можно "подвести" к нежелательному для себя решению, используя нечестную игру, подкуп и простой механизм формальной демократии - выборов.
Если использовать такую технологию на всеукраинском уровне, в частности на президентских выборах, можно получить так называемую "стабильность" в смысле сколько угодно продолжительной и саморегулированной "демократии безысходности".
Определенные признаки возможности подобного сценария в Украине уже просматриваются. Во-первых, политикум строит свой успех не на почве поддержки трудящихся, а на обещаниях помощи бедным, поэтому парадоксально заинтересован в увеличении бедности, как источника электората с настроениями безысходности, и, вместе с тем, не желает увеличивать зарплату трудящимся.
Поэтому рискуем жить в состоянии постоянной борьбы с бедностью и культивации недовольства украинской властью, чтобы потом, из безысходности, голосовать за тех же при власти.
Во-вторых, появляется выигрышный шанс у того, кто во время пустых обещаний политиков будет делать маленькие, сугубо материальные, дела-подарки конкретным людям, старательно это рекламируя.
В-третьих, СМИ и политтехнологи подтвердили готовность работать за деньги на создание любого "общественного мнения", выдавая это за свободу слова. От них будет требоваться поддерживать неудовольствие любой украинской властью и отдельными политиками, направлять народные претензии в русло требований социальной помощи и снижения цен, вместо требований достойного заработка трудящимся.
Демонстрация - смакование коррупции, продажности власти и мыслимых и немыслимых масштабов "покупки голосов".
Все к тому, чтобы честный, разнервничавшийся избиратель всегда чувствовал себя лохом и не пошел на выборы или проголосовал от досады за 200 гривен. Если везде коррупционеры, то зачем терять пусть маленькие деньги! Такое падение общественной морали при определенных условиях вполне возможно.
Конкретные подачки и добрые дела на фоне значительной деморализации электората - это выигрышная альтернатива общему беспредметному политическому популизму, технология, которая может успешно сработать на будущих президентских выборах.
Поэтому беглые рассуждения об участии в будущих выборах Черновецкого, как технического кандидата, имеют смысл. Более того, неожиданно для всех Черновецкий может оказаться основным кандидатом на пост президента с большими шансами выиграть.
Говорите шутка? Автор сказал, что это гипотеза, но неизвестно до какого состояния правящие политики доведут украинское общество и не самоуничтожатся ли потенциальные лидеры выборов?
У кандидата типа Черновецкого в таком случае есть все шансы. По крайней мере, Черновецкий выучил уроки киевских перевыборов еще до их начала. В его интересах сделать все возможное для задобрения киевлян в ожидании терпимого отношения, потом привыкания с элементами симпатии, в контрасте с мэрами небогатых провинциальных центров.
Еще чуточку - и к его русскоязычности и умения договариваться cо всеми, даже с народом, привыкнет вся Украина. Время способствует привыканию. А слава благодетеля и хозяина - это что-то значит в эпоху популизма!
Некоторые украинцы почешут чуб, недовольные известным отношением кандидата к государственному языку, но могут от досады проголосовать за такой парадокс: "демократию безысходности".
Лучше, пусть это кому-то покажется полным бредом, автор и сам в это не желает верить, но нелишне помнить о подобном варианте - "демократии безысходности". Быть начеку - это единственный способ избежать неприятностей.
Чтобы Украина пошла путем стремительного, успешного развития, надо не идеализировать демократию и остерегаться даже гипотетических намерений или фантазий политических чудотворцев, которые волей судьбы избрали украинский полигон.
_________________________________
Закрыт ли украинский проект? ("Газета 2000", Украина)
Просуществует ли Украина до 2017 года? ("Украинская правда", Украина)