Три заглавные буквы, переплетенные на века. Уходит монументальный бренд, потрясающая личность. Последнее прости миру, который он разлюбил и шесть лет назад решил оставить, публично попрощавшись с от кутюр. Один из главных действующих лиц в развитии моды, он, покидая ее, знал о своем особом в ней месте. И о своей роли в глубинном изменении общества, эмансипации женщин, их новой свободе, в том числе и в одежде.
Опущен занавес над сорока годами эскизов и кроев, подиумов и коллекций. Две идеи двигали им: украшать (возвышать) женщин и наделять их властью. Его творения выходят за рамки чистой эстетики и стиля, они живут, множатся, расходятся по всему миру, постоянно претерпевая метаморфозы: содержимое наших шкафов, наш гардероб говорят только о нем, об этом 'фабриканте счастья'. Мы обязаны ему всем, что носим в повседневной жизни и в торжественные минуты: полупальто, тренч, брючный костюм, платья 'сафари', прозрачная муслиновая блуза, шаровары, смокинг и шпильки. Столько базовых моделей, созданных с любовью, пронизанных уважением к женственности. Столько распахнутых дверей в реальную жизнь, на улицы, под своды дворцов, в жизнь анонимную, знаменитую. Но обязательно - свободную.
В январе 2002 года две тысячи приглашенных, присутствовавших в Центр Джорджа Помпиду на последнем дефиле этого уже ставшего священным 'чудовища', почувствовали приближение конца этого мира, слезы горьким комом стояли у них в горле: высокая мода надевает траур, для нее грядут роковые времена. 'Эта эпоха уже нам не принадлежит', - проницательно заметил тогда Пьер Берже, спутник жизни кутюрье. 'Рано или поздно все женщины поймут, что так или иначе обязаны ему', - сказал он в этот понедельник.
На повестку дня встает вопрос о будущем этого искусства на грани исчезновения. И всех этих умелых рук, обслуживающих мир высокой моды, этих французских ремесел, равных которым нет в мире: вышивальщики, мастера перьевых дел, перчаточники, плиссировщики . . . Восемьдесят домов два раза в год превращали Париж в мировую столицу моды. Так было пятнадцать лет назад, так было тысячу лет назад.
При самом оптимистичном прогнозе, одиннадцать марок, в том числе Диор и Шанель, в июле представят в Париже свои коллекции высокой моды. Но уже не для горстки клиентов в первом ряду, которых затмевает сонм знаменитостей и ВИП-персон, а чтобы мгновенно охватить весь мир и заполонить экраны всемогущими и желанными образами.
Это - современные рычаги прет-а-порте, который изобрел сорок лет назад по его собственному утверждению Ив Сен-Лоран. И увлеченно стал создавать знаковые аксессуары, в первую очередь сумки и обувь, чтобы сделать роскошные марки доступными всем. Он чувствовал историю, скажете Вы. Сейчас мы должны осознать: нам безмерно повезло, что мы принадлежим к тому времени, когда жил и умер гигант, обладавший даром предвидения. 'Если ты познал красоту, - говорил он, - можно спокойно уходить'.
___________________________________
Прощальное слово Ив Сен-Лорана ("Liberation", Франция)
Балетное шоу в честь Джанни Версаче ("The International Herald Tribune", США)
Идеология гламура ("Газета 2000", Украина)