Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Медведев проводил Солженицына как сын

Президент прервал отпуск, чтоб отдать последний долг Нобелевскому лауреату

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сосновые ветви везде: вокруг еще открытого гроба и на холмике земли, которая покроет его навсегда. На корнях берез и дубов. На дорожке, ведущей от небольшой церкви в кладбищу, окруженному кирпичными стенами Донского монастыря, этого символа русской стойкости и сопротивления советской власти. Потому что здесь покоятся и белогвардейский генерал Антон Деникин, и философ Иван Ильин, и царский патриарх Тихон, и останки 7 тысяч жертв сталинских чисток

Сосновые ветви везде: вокруг еще открытого гроба и на холмике земли, которая покроет его навсегда. На корнях берез и дубов. На дорожке, ведущей от небольшой церкви в кладбищу, окруженному кирпичными стенами Донского монастыря, этого символа русской стойкости и сопротивления советской власти. Потому что - наряду со старинными дворянскими династиями, такими как Долгорукие - здесь покоятся и командовавший Белой армией в гражданскую войну Антон Деникин, и автор теории русской 'особости' философ Иван Ильин, и царский патриарх Тихон, и останки 7 тысяч жертв сталинских чисток.

Люди, собравшиеся у гроба Александра Солженицына, пока еще закрытого красными герберами и белыми гвоздиками, хорошо знают старинное православное присловье 'боится, как черт ладана', что означает, дьявол не посягнет на тело умершего, если объявится рядом с ним. Многие стараются даже соблюсти древнее суеверие и нарочно спотыкаются о сосновую ветку или подбирают ее, чтобы поджечь, вернувшись домой. Потому что так, как считалось веками, отгоняют 'черта и смерть'.

Пробил час дня, и после четырехчасовых молитв и песнопений в кафедральном соборе церемония прощания с писателем, умершим в воскресенье в возрасте 89 лет - человеком, который своим леденящим душу рассказом о сталинских лагерях потряс воображение и убеждения поколений коммунистов - заканчивается. В Москве непривычно холодно для этого времени года, но этот мертвенно-бледный день - подходящая декорация для события, которая кажется специально найденный, чтобы обозначить контрасты той страны, для которой - после своего возвращения из американского изгнания в 1994 г. - Солженицын предназначил роль абсолютной альтернативы западным демократиям, поскольку эта страна происходит из великой православной традиции, славянской и патриархальной. Едва были убраны сосновые ветки, и еще перед тем, как викарий патриарха Алексия - тоже Алексий - совершил последнее каждение, затянув прощальное 'за упокой', военный караул дал 3 залпа оружейного салюта.

Резкое вмешательство в церковную традицию - и неделикатный жест - для тех из присутствующих, кому эти солдаты напомнили о конвоях Гулага, где писатель-диссидент провел 8 лет - пусть и оправданный, вероятно, военным прошлым Солженицына, награжденного орденами за участие во Второй мировой войне. Но именно это противоречие - на первый взгляд, как минимум, непродуманное, - делает церемонию в Донском монастыре, где еще 5 лет назад Нобелевский лауреат выразил желание быть похороненным, предметом дискуссии: к кому в последнее время обращался Солженицын, кто был его почитателем? Или, другими словами, какая Россия вчера отдала ему последние почести?

Ответ в глазах и в выражении лиц тех - тысяча на кладбище, сотня или немного больше в храме - кто решил проститься с ним и даже поцеловать его в открытом до последних минут гробу (еще одна дань традиции). Мужчины и женщины, почти все пожилые, которые приходили немногочисленными группами и которые, своим небольшим количеством, продемонстрировали отсутствие в обществе очень распространенного не только на Западе феномена: потребности приблизиться к знаменитым останкам для того, чтоб воспринять от них присущую великому человеку мощь и жизненную силу, энергетику утешения и добра.

Отсутствие такой потребности подтверждает, что Солженицын для большего числа своих соотечественников превратился в источник неудобства или даже хуже - в устаревший персонаж, некий анахронизм. Из-за выражаемых им взглядов, которые особенно новым поколениям кажется сомнительными, как отмечал один из немногих тридцатилетних, присутствовавших вчера в Донском монастыре, Сергей: о сравнении Америки с нацистской Германией после бомбардировок бывшей Югославии, например, или о скрытом антисемитизме его книги '200 лет вместе', вышедшей в конце 90-х. Не говоря уже о 'самооправдательной интонации многих его последних выступлений'.

Еще и поэтому вчера 'персон' можно было пересчитать по пальцам. Разумеется, утешить вдову Наталью и сыновей Степана, Ермолая и Игната приехал президент Дмитрий Медведев, который прервал свой отпуск. Но его присутствие было 'политическим', оно подчеркивало дань уважения к жертве советского режима и подтверждало путинское возрождение русско-православных ценностей (даже тем, что президент часто крестился и держал ритуальную свечу). С ним была уже перешагнувшая 80-летний рубеж поэтесса Белла Ахмадуллина, ее ровесник режиссер Станислав Говорухин, и карикатурист Борис Ефимов, который недавно отметил 105-летие. Человека, которого почти никто не помнит, живой иллюстрации анахронизма и жестокого закона - забвения.

Церемония закончилась, церковный хор, певший 'Вечную память', смолкает, а певчие Анна, Светлана и Зинаида оглядывают дорожку, ведущую к храму, и танки, которые архимандрит Агафодор приютил в монастыре, поскольку служит молебны для 'Донской бригады'. Певчим по 70 лет, и они поют на всех 'особых' похоронах: 'Сегодняшние? Бедненько по сравнению с похоронами виолончелиста Ростроповича в прошлом году. Тогда очередь желающих проститься от храма Христа Спасителя тянулась до Кремля. А уж на известных людей само по себе стоило посмотреть'.

____________________________________________________

Мой Исаич ("Delfi", Литва)

Запятнанное наследие Солженицына ("The Boston Globe", США)

Солженицыну наконец ничего больше не грозит. Кроме бессмертия ("Русская Германия", Германия)