'Все это очень напоминает мне о тех недавних конфликтах, которые раздирали наш континент на части, особенно на Балканах', заявил вчера министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер (Bernard Kouchner). Он выступил с этими словами до того, как Грузия, согласно сообщениям, приказала своим войскам прекратить огонь и предложила России начать переговоры о самопровозглашенном регионе Южная Осетия. Но слова Кушнера являются зловещим предзнаменованием конфликта: как бывший администратор ООН в Косово, он знает эти признаки.
И это не только приводящая в смятение картина бегства мирных жителей из разбомбленного города. Это также решимость России проводить политику усиления собственного государства за счет небольших стран. В 1993 году, когда Борис Ельцин призвал Организацию Объединенных Наций считать Россию гарантом мира и стабильности в бывших советских республиках, высокопоставленный представитель США спросил, что не так с 'российской доктриной Монро', признав тем самым ведущую роль Москвы в региональных делах. Очевидно, ответ заключается в том, что Россия понимает свои региональные интересы как разрешение нарушать признанные международным сообществом границы.
Первым позывом западных дипломатов было призвать к компромиссам и переговорам. Появилась также мощная критика, направленная в адрес президента Грузии Саакашвили. Наступление на столицу Южной Осетии Цхинвали стало ярким образцом талейрановской беспринципности: это хуже, чем преступление, это грубый просчет - а также непростительная провокация против Москвы. Саакашвили далеко не образец демократа: во время майских выборов наблюдатели из Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе установили факты запугивания его политических оппонентов. Кроме того, для решения многочисленных международных проблем Британия и ее союзники нуждаются в поддержке российской дипломатии, в связи с чем им необходимо искать рациональный компромисс с учетом интересов России.
Но нападение на Грузию это нечто иное. Россия явно вмешалась во внутренние дела Грузии. Поддержка Москвой независимости Южной Осетии это поучительный пример ее общего отношения к независимости на Кавказе. Когда взбунтовалась Чечня, Россия ответила страшной войной по ее подавлению, что отчасти объяснялось ее стремлением сохранить контроль над идущим через эту республику трубопроводом. Россия также озабочена тем, что Грузия контролирует трубопровод, проложенный из Азербайджана в Турцию, поскольку он дает Европе альтернативный источник энергии в дополнение к тем, которые обеспечивает Россия.
Безусловно, западная дипломатия обязана настаивать на проведении переговоров о сепаратистских анклавах Грузии. Но есть опасность размывания акцентов в данном конфликте. Москве необходимо подать мощный и согласованный сигнал, который можно сформулировать так: 'никакой крови за нефть'.
Грузия по вполне понятным причинам стремится к сближению с Западом. Она также видит в странах Балтии пример для бывших советских республик и хочет стать членом НАТО. Та политика неоимпериализма, которую проводит Москва, создает явный стимул для того, чтобы Грузия настойчиво преследовала эту цель. Россию нельзя считать внушающим доверие арбитром в региональных спорах, поскольку она не признает законные интересы других государств. Западным странам, как и всем остальным, не нужен конфликт в данном регионе. Но за нерешительные и несогласованные действия им придется платить. Россия ведет себя недобросовестно. И ее необходимо предупредить, что она рискует стать государством-изгоем, если не уйдет из Южной Осетии.
___________________________________
Если Западу придется выбирать между Москвой и Тбилиси... ("Le Monde", Франция)
Поймет ли Запад, что мир невозможно купить, торгуя суверенитетом уязвимых стран? ("The Washington Post", США)