Сорок лет назад мир разбудило одно из тех событий, которые никогда не будут забыты. Ранняя советская зима погубила 'пражскую весну'.
Хладнокровные и несправедливые действия СССР резко контрастировали с проводившимися Чехословакией осторожными экспериментами со свободой. Цель была достигнута за несколько часов, но лишь в краткосрочной перспективе. Кротость таких противников, как Александр Дубчек (Alexander Dubcek) и совершивший самосожжение студент Ян Палах (Jan Palach), в итоге способствовала распаду Варшавского договора.
Многие из 200 000 участников вторжения до сих пор вспоминают тот шок, который они ощутили, обнаружив, что рассказы о том, как чехи приветствуют советские войска, были ложью. Эта история заслуживает бессмертной памяти, но бессмертная память требует точности и внимательности.
Обманутые интервенты 1968 года тоже были воспитаны на рассказах о героическом событии, память которого была употреблена во зло. Их отцы в Сталинграде действительно проявили предельную доблесть, отбросив непобедимых нацистов. Однако можно ли было вспоминать генерала Чуйкова и его 62-ю армию, когда место смертельной угрозы занимали Дубчек и Палах? Это значило предать дух 1942-го.
То же самое относится и к сегодняшней годовщине. В этом смысле образцом можно считать Ночь Бернса , по сути введшую в обиход выражение 'бессмертная память'. Сколь долго бы ни существовал праздник, речь, предшествующая главному тосту, не обходится без плодов исследований и раздумий. В результате участники собрания с почтением вспоминают то, что было, а не то, чего не было.
* Ночь Бернса - традиционный шотландский праздник в память Роберта Бернса, обычно отмечающийся 25 января. Непременной его частью является так называемая 'Бессмертная память' - речь, посвященная жизни или творчеству Бернса, которую произносит один из гостей.
____________________________
Русские, уходите домой! ("Time", США)
Россия: воспоминание о 1968 г. ("The Washington Post", США)
Из 1968 года в вечность ("Los Angeles Times", США)