Sunday, September 14, 2008; B07
Россия разрабатывает всеобъемлющую стратегию по снижению американского влияния в мире. Соединенные Штаты должны давать ответ не в момент своей величайшей слабости - а такое искушение может возникнуть у администрации Буша - но в моменты силы.
За последний месяц российские лидеры четко дали понять, что их вторжение в Грузию - это не единичная акция возмездия в отношении хлопотливого мелкого соседа. Это часть более широких усилий Кремля по установлению новых правил отношений между великими державами на собственных условиях в то время, как силы США испытывают крайнее перенапряжение на Ближнем и Среднем Востоке.
Пока намечающиеся перемены в отношениях держав не дотягивают до ранга новой 'холодной войны'. Прислушайтесь к недавним словам президента Дмитрия Медведева, притворно сожалеющего об экономических и военных проблемах США, и вы поймете, что он разделяет кредо тех оппортунистов, которые бьют лежачего: 'Конечно, надо бить. Когда же, как не сейчас?'
Но более широкий план Кремля - создать 'новый мировой порядок', воспользовавшись слабостью США - был явлен миру на удивление четко и быстро в последние три месяца. Россия мыслит о мировых делах стратегически - в отличие от американской администрации.
Когда этим летом я был в Москве, Медведев и министр иностранных дел Сергей Лавров начинали переговоры о новых соглашениях в области глобальной безопасности, которые отражали бы растущие озабоченности и влияние России. Как я тогда писал, ни я, ни, по-видимому, они не совсем понимали, что это означает - если не считать убежденности в том, что мир, как заявил мне Лавров, вступает в 'постамериканскую эпоху'.
Это настроение еще более ощутимо в заявлениях российских властей, сделанных после кризиса в Грузии. 'Однополярность неприемлема, - заявил Медведев 31 августа, излагая свои пять принципов международного поведения в XXI веке. - Мы не можем принять такое мироустройство, в котором все решения принимаются одной страной, даже такой серьезной и авторитетной, как Соединенные Штаты Америки'.
Кроме того, Медведев заявил о праве России на сферу 'привилегированных интересов' в бывших советских государствах и других соседних странах. Неявным выводом из этого пятого принципа Медведева является то, что Соединенные Штаты и их партнеры по НАТО недостаточно сильны для противодействия такой доктрине гегемонии.
Неслучайно усиление роли России происходит в неудобное для Соединенных Штатов время. Советники Барака Обамы и Джона Маккейна надеялись, что первые полгода после инаугурации будут относительно спокойными, и президент сможет опробовать или наладить новые отношения с Медведевым. Но эти надежды улетучились после вторжения в Грузию и роста российских амбиций на мировой арене.
Тесное сотрудничество между президентом Бушем и президентом Франции Николя Саркози, который в настоящее время председательствует в Европейском Союзе, не позволило русским воспользоваться конфликтом в Грузии для того, чтобы вбить клин между Вашингтоном и его союзниками по НАТО. Однако это является важнейшей целью России, и ей нужно противодействовать.
Добиться этого можно, сконцентрировавшись на северном фланге России, где НАТО сплочена и относительно сильна, вместо того, чтобы ввязываться в новые споры о будущей роли НАТО в кавказском регионе и на Украине - по этим вопросам в альянсе еще существуют разногласия.
Бушу и другим лидерам НАТО пора дать высокий приоритет дискуссиям с Финляндией, которая рассматривает вопрос о вступлении в НАТО. Если вступит Финляндия, то, по словам шведских официальных лиц, за ней может последовать Швеция.
Члены альянса должны также предпринимать шаги по укреплению обороноспособности трех прибалтийских государств-членов НАТО - Эстонии, Латвии и Литвы - на что недавно указал посол США при НАТО Курт Волкер (Kurt Volker). Проведение совместных маневров с прибалтийскими государствами без предварительного уведомления будет одним из способов привлечения внимания России.
Эти шаги были бы гораздо эффективнее чисто политического плана Буша в последний раз попытаться добиться приема Грузии и Украины в НАТО на декабрьской встрече альянса. Это будет донкихотский, деструктивный жест, не имеющий шансов на успех.
В администрации идут горячие дебаты на тему того, отдать ли приоритет инициативе северного фланга, подобной описанной выше, или вступить в политическое и словесное противостояние с русскими в Грузии. На север, господин президент!
И пусть эти дебаты будут более систематичными и всеобъемлющими. После семи лет борьбы с терроризмом джихадистов во всем мире и ведения реальных войн в Ираке и Афганистане вы должны скорректировать глобальную стратегию США так, чтобы она стала достойным ответом на заявку русских на создание нового миропорядка - по сути, исключающего вас.
************
Руки прочь от ВИН! (Братство читателей ИноСМИ, Россия)
Не много ли на 'Эхе' Шендеровичей? (Тайное братство читателей ИноСМИ, Россия)
Опрос киберпартизан: "Решающий фактор в информационной войне" (Тайное братство читателей ИноСМИ, Россия)
Валерия Новодворская: У меня вопросы к тем, кто одной со мной крови (Тайное братство читателей ИноСМИ, Россия)
Я тебя убью. Но не сегодня (Тайное братство читателей ИноСМИ, Россия)
_______________________________
Cиловые игры ("The Wall Street Journal", США)
Это не новый миропорядок, а новое Средневековье ("The Guardian", Великобритания)
Перемены в мире? ("Expreso", Перу)