Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Либеральные СМИ России и политические заморозки

Никакой 'оттепели' в России не будет, напротив - грядут политические заморозки

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Последствия конфликта в Грузии достаточно ясны - Москва демонстративно конфликтует с Западом, отказывается 'играть в демократию', оказывает еще большее давление на СМИ, хотя и раньше это давление было очень серьезным. В самой России остается все меньше людей, способных сопротивляться режиму

После грузино-российского военного конфликта российских журналистов ждут тяжелые времена. Если честно, и раньше - с самого начала эры Путина - времена для них были не самыми лучшими. Можно констатировать, что свобода прессы и слова в России сильно ограничена, а спокойно и сытно может жить официальная пропаганда и работающие на нее люди, которых называют не журналистами, а специалистами в области пиара, реализующими глобальные заказы власти.

Но, похоже, что после конфликта в Грузии положение независимых журналистов может еще более ухудшиться.

Мне всегда нравилось смотреть видеотрансляции радиостанции 'Эхо Москвы' по кабельному телеканалу RTVi. В передачах этой радиостанции можно было услышать очень разные мнения, эфир предоставлялся и радикальным 'патриотам' - писателю Александру Проханову, философу Александру Дугину, журналисту Максиму Шевченко, а также убежденным либералам - сатирику Виктору Шендеровичу, журналисту Леониду Радзиховскому, диссидентке Валерии Новодворской. На самом деле, это очень небольшой список людей, которые могли высказать свое мнение в эфире 'Эхо Москвы'. Но в последнее время редакционная политика радиостанции несколько изменилась.

Я думаю, что, может быть, только мне кажется, что передачи 'Эхо Москвы' изменились - в них появились отклонения по направлению к 'генеральной политической линии'. Но, к сожалению, я не ошибся, а объяснение перемен появилось скорее, чем ожидалось. Американский журнал New Yorker сообщил, что 29 августа премьер-министр России Владимир Путин на встрече с главами СМИ жестко отругал главного редактора 'Эхо Москвы' Алексея Венедиктова за то, как его радиостанция освещала конфликт между Россией и Грузией.

Как сообщается, после этого разговора, по приезду в Москву, А.Венедиктов посоветовал своим журналистам более внимательно отбирать идущую в эфир информацию, подвергать факты более серьезной проверке и больше отражать позицию властей страны. Кроме того, он заявил, что до Нового года не будет приглашать в эфир В.Новодворскую, так как она назвала чеченского борца за свободу Шамиля Басаева демократом (в действительности В.Новодворская лишь огласила известный факт, что в августе 1991 года Ш.Басаев был среди людей, защищавших здание парламента в Москве, но она достаточно ясно осудила последующие террористические действия этого борца).

'Жертвой' грузино-российского конфликта стал и историк Борис Соколов, который часто пишет комментарии политического и исторического характера для портала Grani.ru. Неприятности на него обрушились после комментария о военном конфликте в газете 'Газета'. Как рассказывает сам Б.Соколов, сначала после звонка из администрации президента России был замещен главный редактор 'Газеты', а затем, после такого же звонка, руководство Российского государственного социального университета предложило ему отказаться от должности на кафедре социальной антропологии. Б.Соколов считает, что это свидетельствует о возвращении в самые жуткие советские времена, когда другое, официально неапробированное мнение считалось преступлением.

Последствия конфликта в Грузии достаточно ясны - Москва демонстративно конфликтует с Западом, отказывается 'играть в демократию', оказывает еще большее давление на СМИ, хотя и раньше это давление было очень серьезным. В самой России остается все меньше людей, способных сопротивляться режиму. Демарш и угодничание властям А.Венедиктова - присягнувшего либерала - разочаровал очень многих, однако главу 'Эхо Москвы' тоже можно понять. Во-первых, он пытается сохранить радиостанцию, которую по его словам, В.Путин может уничтожить одним своим звонком (впрочем, изменения в редакционной политике 'Эхо Москвы' также могут отпугнуть часть слушателей этой радиостанции). Одновременно мы не можем требовать от А.Венедиктова самоотверженной смелости, которая была свойственна Анне Политковской и которая ей стоила жизни).

У В.Путина есть повод для радости - за годы его правления (которые, по правде сказать, еще продолжаются) ему удалось создать в России атмосферу тотального страха, такого милого сердцу советского разведчика. Особенно это касается журналистов, которым в прямом смысле этого слова приходится выбирать между 'жизнью и колбасой' (еще один афоризм Путина, сказанный им, правда, в ином контексте). Либеральные СМИ и так уже заточены в своеобразное 'информационное гетто', однако в ближайшее время будут приниматься попытки сузить круг их существования.

У России, поссорившейся с Западом из-за Грузии и показавшей свое истинное лицо, теперь нет стимула терпеть оппозиционные средства массовой информации даже 'ради вида'. Мечты осторожной российской интеллигенции, к которой можно причислить и журналистов, о новом президенте Дмитрии Медведеве как 'реформаторе' и 'либерале' не подтвердились, а российскому обществу дали недвусмысленно понять: никакой 'оттепели' не будет, даже напротив - грядут политические заморозки.

* * * * * * * * *

Алексей Венедиктов: Ты возвращаешься, а здесь ОМОН и все опечатано (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Алексей Венедиктов: коллеги имели цель навредить либо мне, либо премьеру (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Трудности перевода? (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Руки прочь от ВИН! (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Не много ли на 'Эхе' Шендеровичей? (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Валерия Новодворская: У меня вопросы к тем, кто одной со мной крови (Тайное братство читателей ИноСМИ)

Тонущий пиратский корабль "Россия" (Тайное братство читателей ИноСМИ)

__________________________________

А.Венедиктов: "А это кто мне приказал? Тоже кровавый?" ("Эхо Москвы", Россия)

Россия: война и телевизионная пропаганда, враг теперь - весь мир ("La Repubblica", Италия)

'Эхо Москвы' - доказательство вегетарианства властей ("New Yorker", США)

После грузинской войны российские СМИ ощущают давление ("The Washington Post", США)

Голос матушки России на английском языке ("The New York Times", США)

Сильнее чем 'Правда': Figaro подвергает цензуре Путина ("Marianne", Франция)

Глобальные СМИ в информационной войне против России ("Limes", Италия)