Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Величие царей в музее Виктории и Альберта

Как показывает эта замечательная выставка, российские цари кое-что понимали в технологиях личного маркетинга

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Конечно же, на экспозиции представлена не просто одежда прошлых веков. Ее название 'Величие царей' говорит само за себя. Правда, подзаголовок 'Мужской церемониальный костюм при Российском Императорском дворе' дает неполное представление о выставке. По сути своей это - рассказ о том, какую одежду российские императоры носили на коронации, в дни траура, во время охоты, короче говоря, на любых мероприятиях, где их могли лицезреть их исполненные обожания и трепета подданные

Уже больше года в Великобритании не проводилось грандиозных выставок, делавших Лондон предметом зависти творческого мира. Однако в данном случае музей Виктории и Альберта представил нашему вниманию не великолепную "глыбу", а небольшую и прекрасно оправленную драгоценность, благодаря которой мы можем расширить свои познания, в том числе и об историческом мужском костюме.

Конечно же, на экспозиции представлена не просто одежда прошлых веков. Ее название 'Величие царей' говорит само за себя. Правда, подзаголовок 'Мужской церемониальный костюм при Российском Императорском дворе' дает неполное представление о выставке. По сути своей это - рассказ о том, какую одежду российские императоры носили на коронации, в дни траура, во время охоты, короче говоря, на любых мероприятиях, где их могли лицезреть их исполненные обожания и трепета подданные. А одежда псарей, форейторов и конюшенной прислуги лишь немногим уступала пышностью царским нарядам. Как и все царские и религиозные облачения эти великолепные одежды - а они воистину великолепны - представляли собой начальную форму пиара. Их целью было провести четкую демаркационную линию между правителем, придворными, лакеями и всем остальным людом - в случае России огромным количеством крепостных, которые с трудом могли обеспечить себя и детей необходимой одеждой, не говоря уже о праздничных нарядах. Роскошные облачения служили красноречивым утверждением могущества их владельца, предназначенным, чтобы поражать не только на россиян, но и европейцев, и, несомненно, достигали своей цели.

Эта экспозиция (организатор - Елена Гагарина, директор музеев Кремля, куратор - Светлана Амелехина) является частью обширной коллекции Музеев Кремля и составлена специально для показа в Лондоне. Она повествует о могуществе, по крайней мере, о его внешней и видимой символике. Эта одежда была сохранена для последующих поколений Кремлем, невзирая на политические и социальные бури, разразившиеся в России после убийства в 1918 году ее последнего императора Николая II и его семьи. Кремлевская Оружейная палата до падения монархии обладала правом хранить у себя роскошное облачение, которое цари надевали на церемонию коронации, традиционно проходившую в Кремле, и это безусловно позволило сохранить эти одежды в идеальном состоянии.

Выставка начинается с эпохи Петра I (Великого), который в 1721 году нарек себя 'Императором Всея Руси'. Однако еще задолго до этого, в 1697 году, он решил модернизировать Россию, и чтобы понять, как лучше это сделать, отправился в путешествие по Западной Европе, что до него не делал ни один из российских правителей. Его целью было изучить социальную, политическую и культурную жизнь Европы, но главным образом увидеть Версаль, который считался в мире верхом изысканности, утонченности и элегантности. Путешествовал Петр инкогнито, но поскольку рост он имел 6 футов и 7 дюймов, и сопровождала его свита из 250 человек, включая карликов, трубачей и лекарей - таково было царское представление об анонимности, - мы с основанием можем предположить, что большинство европейских дворов было прекрасно осведомлено о его передвижениях. Петр вернулся в Россию полным идей для будущего.

Многие их этих идей имели отношение к одежде. Петр заставил бояр отказаться от традиционного русского платья и облачиться в одежду подобную той, что носили придворные в Европе. Мода пришла в Российскую империю. И осталась там, о чем и свидетельствуют выставочные экспонаты. По сути эта одежда мало чем отличалась от той, что носили во Франции, Пруссии, Австрии и многочисленных небольших княжествах, разве что своей пышностью. Одеяние для коронации Петра II согласно традиции было пошито в 1727 году во Франции, и конечно же церемонию пришлось отложить, потому что купцы, которых отрядили покупать богатые ткани для этого события, припозднились - это было одним из первых свидетельств влияния, которое оказывала мода на жизнь общества. После первоначального недовольства, проявленного в первые годы правления Петра Великого, российская царская семья и аристократия носила церемониальные одежды западного образца и была вполне этим довольна.

При взгляде на выставленные костюмы (все они находятся в идеальном состоянии, за исключением разве что неизбежного выцветания тканей), больше всего поражает насколько совпадали вкусы монархов во многих странах, что порою порождало пусть роскошное, но единообразие.

Если в чем и можно упрекнуть эту выставку, так это в ее узкой направленности. Выставленная одежда, какой бы сказочной она ни была, не обогащает наши знания о российских обычаях и образе жизни, хотя превосходные каталоги отвечают на многие вопросы, ответы на которые не дает выставка. Насколько более познавательным было бы присутствие в экспозиции церемониальной одежды представителей низшего среднего класса и крестьян (для свадеб или религиозных праздников), это позволило бы расширить общую картину.

Многие экспонаты доставляют истинное наслаждение и даже трогают, например камзолы молодого Петра II, которые расставлялись по швам по мере его роста. Или богато расшитый золотом наряд, изготовленный к его свадьбы с княгиней Екатериной Долгорукой, который ему не суждено было надеть - Петр II скончался от оспы утром в день церемонии. В начале 18 века при российском дворе безраздельно царствовала европейская мода, законодателями которой были французы. Наряд следует за нарядом, и каждый из них родом из Франции, да и большая часть роскошных тканей, несомненно, была привезена из Лиона. Однако постепенно одежду стали шить российские портные, а вышивку и аксессуары изготавливали в мастерских Москвы и Санкт-Петербурга.

Одним из самых интересных аспектов этой выставки является то, что помимо таких 'гвоздей программы', как фелонь (тип ризы), которую носил священник, проводивший в 1896 году церемонию коронации Николая II (шедевр золотого шитья), или 23-футовой коронационной мантии, изготовленной для той же церемонии знаменитой портнихой Мадам Ольгой, нашему вниманию представлена также парадная одежда обслуги императорского двора.

Какой же показной роскошью отличались богато расшитые кафтаны кучеров и форейторов императорского двора. Они шились для конкретных людей, и в то же время были дорогостоящими свидетельствами того, что одежда слуг играла важную роль в деле поддержания надлежащего величия российского двора. На многих из этих богатых костюмов сохранились имена их владельцев, написанные на пришитой внутри бумажной бирке: 'дворцовый кучер Сухорученко', 'А. Степанов' и даже 'Смит'. Есть там и инструкции по применению, например, 'для дождя'.

Экспонаты выставки красивы и производят большое впечатление, они должны придтись по вкусу самой широкой публике, а любители моды прежде всего будут заинтригованы необычайной простотой и строгостью кроя, например, элегантного траурного наряда, пошитого для Петра II в 1728 году. Выставленный в коллекции одежды высокой моды с пометкой 'Баленсиага, 1950-е года', он вполне бы сошел за произведение современного классического дизайнерского искусства.

______________________________

Великолепие царских сокровищ ("La Libre Belgique", Бельгия)

Как выставка приобрела политическое значение ("The Guardian", Великобритания)

Тайные шедевры России ("The Financial Times", Великобритания)

* * * * * * * * * * *

Патриоты - это глупые шовинисты (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Большевистская благодарность товарища Сталина (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Старая матрица новой России (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Равнение на Америку (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Немцов: вялотекущая импотенция национального масштаба (Общественная палата читателей ИноСМИ)