Среди многочисленных реальных или потенциальных негативных последствий нынешней глобальной рецессии одним из самых тревожных могут стать проблемы с процессом экономической либерализации и реформ в Китае. Хаос, охвативший финансовые институты Запада, и кредитный кризис вызывают у многих в Китае сомнения в целесообразности полного копирования капиталистической модели. В то же время, влияние мирового спада на зависимую от экспорта китайскую экономику сковывает свободу действий Пекина в политическом плане и может ослабить его заинтересованность в жестких реформах. Сегодня для страны по целому ряду аспектов наступил критический момент.
До сих пор Китай считался образцом успеха рыночных экономических реформ. Благодаря им страна пережила тридцатилетний период непрерывного экономического роста на уровне 9% в год или выше, среднедушевые доходы населения увеличились в 10 раз, и 300 миллионов людей преодолели крайнюю нищету. История Китая до и после реформ - наглядный пример способности рыночной экономики высвободить предприимчивость и энергию людей, создать потенциал для повышения уровня жизни. Однако последние события высветили некоторые недостатки процесса реформ. Экономика страны по-прежнему опирается в основном на экспорт, а не внутреннее потребление, и замедление темпов роста в США и Европе обернулось закрытием тысяч предприятий, и потерей работы для множества людей.
Опасность заключается в том, что Пекин может извлечь из недавних событий внутри страны и за рубежом неверные уроки. За прошедшие годы реформаторы победили во многих идеологических сражениях - но еще не выиграли войну. Сегодня все больше людей в политическом руководстве, похоже, с опаской относится к продолжению реформ. Голоса критиков свободного рынка, осмелевших благодаря нынешнему мировому финансовому кризису, звучат все громче. Некоторые китайские эксперты, не скрывая злорадства, заявляют о начале упадка возглавляемой США капиталистической системы. Эти критики связывают нынешний финансовый кризис с несостоятельностью принципа laissez-faire, и отмечают, что страны Запада проводят национализацию известных финансовых учреждений.
Эти дебаты чреваты серьезными политическими последствиями. Многие указывают на нынешние финансовые потрясения за рубежом в качестве обоснования для ужесточения государственного контроля и регулирования экономики. В процесс принятия политических решений на самом верху вкрадываются националистические и популистские настроения, все больше неприятия вызывают прямые зарубежные инвестиции, и особенно приобретение иностранными компаниями предприятий на территории КНР. Китайский бизнес также сталкивается с ростом внутриполитических барьеров в его собственной инвестиционной деятельности за рубежом: Пекин 'не рекомендует', если не прямо запрещает капиталовложения в ценные бумаги западных финансовых институтов. Новые инициативы, связанные с дальнейшей рыночной либерализацией, полностью заморожены.
Этот пересмотр идейной основы реформ происходит в самый неподходящий момент. Хотя за последние десятилетия Китай добился грандиозных успехов, его переход к рыночной экономике еще не завершен. Верховенство закона и защита прав собственности - в том числе собственности крестьян - пока находятся на недостаточном уровне. Множество предприятий по-прежнему принадлежит государству или контролируется им напрямую. Грубое государственное вмешательство, зачастую представляющее собой чистый произвол, вызывает в экономике серьезнейшие искажения - как, например, в случае с контролем над ценами на электроэнергию и топливо. Финансовый рынок Китая и сегодня недостаточно развит и неэффективен. Закрытость баланса движения капиталов и недостаточно гибкий курс юаня усугубляют диспропорции в торговле, ориентированной на экспорт в ущерб внутреннему потреблению. Неспособность государства создать общенациональную систему соцобеспечения - гарантированные пенсии, пособия по безработице, медицинское страхование - усиливает социальную напряженность в стране.
Продолжение реформ во всех этих сферах абсолютно необходимо для поддержания долгосрочного экономического роста. Однако продолжающийся мировой финансовый кризис поколебал в Китае веру в рыночную систему западного образца. В заслугу властям следует поставить безотлагательно принятые меры по стимулированию экономики, способные решить краткосрочные проблемы, однако с начала кризиса у руководства страны, судя по всему, возникает все больше сомнений в том, следует ли и дальше двигаться по пути экономической открытости и реформ, давших столь блестящие результаты в последние тридцать лет.
Если Пекин перегнет палку в своей реакции на нынешние потрясения, полностью остановив необходимые реформы, это будет весьма прискорбный результат. Хотя рыночная экономика подвержена периодическим кризисам, опыт самого Китая показывает, что, несмотря на это, рыночные реформы и интеграция в мировое хозяйство способны принести любой стране немалые выгоды. Один финансовый кризис - даже столь масштабный, как нынешний - не равносилен дискредитации потенциала рыночной экономики в плане обеспечения устойчивого благосостояния и повышения уровня жизни людей.
Прошлый опыт проведения китайских реформ невзирая на неблагоприятные внешние факторы показывает, как нам следует действовать сейчас. В 1978 г., когда Дэн Сяопин инициировал рыночные реформы, западные страны были еще охвачены стагфляцией. Азиатский кризис 1997 г. также не изменил позицию китайского руководства: оно упорно держало курс на продолжение преобразований. В условиях лопнувшего 'мыльного пузыря' на рынке акций интернет-компаний в 2000 г. и рецессии в США в 2001 г. Китай снова предпочел ускорить темпы реформ и либерализации: кульминацией этого процесса стало вступление страны во Всемирную торговую организацию.
Таким образом, Китай должен извлечь правильные уроки и из нынешнего глобального кризиса. Попытки повернуть время вспять были бы трагической ошибкой с точки зрения интересов самой страны и всего мира. Китай, естественно, стремится играть более важную лидерскую роль в мировой экономической и финансовой системе. Однако, как страна, больше всех выигравшая от глобализации, он эффективнее всего сможет вести других за собой, являя пример уверенности в рыночной экономической системе и приверженности дальнейшей либерализации экономики.
Фред Ху - председатель отделения Goldman&Sachs по работе в Китае и содиректор Национального центра экономических исследований при Университете Синхуа
___________________________________________
Экономические успехи Китая могут обернуться неприятностями. И нас они не обойдут ("The Guardian", Великобритания)
Новая заря останется лучезарной лишь благодаря стратегическому партнерству с Китаем ("The Guardian", Великобритания)
Китай нам не поможет ("The International Herald Tribune", США)
В новой экономической системе лучше всех будет Китаю ("The Wall Street Journal", США)
Спасают Америку, а радуется Китай ("The Washington Post", США)