Что если враг ударит с моря? В связи с ужесточением мер безопасности на сухопутных границах США с Канадой и Мексикой, и в свете новых предупреждений о том, что в ближайшие пять лет Америка может стать жертвой теракта с использованием ядерного или биологического оружия, возникает резонный вопрос: не придет ли следующая трагедия с моря - ведь наши океанские рубежи в основном остаются без охраны?
Карачи и Мумбаи разделяет примерно такое же расстояние, как Гаити и Майами, Тампико и Хьюстон, Галифакс и Бостон, Байю (штат Калифорния) и Лос-Анджелес, поясняет мой старый товарищ по службе в ВМС. Так ли трудно террористам раздобыть какое-нибудь судно - например, рыболовный траулер - и проникнуть в любой из наших портов незамеченными?
'Сегодня регулярное наблюдение за прилегающими к нашей территории районами океанов не проводится, - рассказывает мой друг-моряк. - Только ближайшие подходы к крупным американским портам контролируются радарами Береговой охраны, что позволяет отслеживать проходящие суда, но и это наблюдение ведется в основном за относительно крупными торговыми кораблями. . .'. (Поскольку мой знакомый и сегодня находится на государственной службе, он просил не называть его фамилию).
Один из активно обсуждающихся вариантов связан с размещением оружия массового поражения в запломбированном контейнере на борту контейнеровоза, который может быть доставлен из порта разгрузки в любую точку на территории Соединенных Штатов. Предпринимаются меры по проверке судов в портах отправления при помощи властей зарубежных стран, но подобное обследование охватывает лишь ничтожный процент отплывающих к нашим берегам кораблей.
Мой друг, однако, полагает, что террористы, после всех усилий, связанных с приобретением оружия массового поражения, вряд ли пожелают доставить его через коммерческих морских перевозчиков. 'У нас нет никакой системы для отслеживания и инспекции куда более многочисленных некоммерческих морских судов, курсирующих в наших прибрежных водах и способных взять на борт оружие массового поражения', - поясняет он.
Любая яхта может незамеченной войти в гавань Майами из Карибского моря, доставив туда смертоносный груз, достаточный, чтобы стереть город с лица земли. Кроме того, с небольшого грузового судна, вставшего на якорь в отдалении от берега, можно спустить скоростные лодки с террористами на борту - как это и произошло в Мумбаи. Его тоже не обнаружат, пока не будет слишком поздно.
То же самое относится и к европейским портам - особенно средиземноморским, расположенным в непосредственной близости от 'зон недовольства' в Северной Африке. При этом, чтобы нанести большой ущерб, использовать ядерный заряд вовсе не обязательно. Достаточно вспомнить случайный взрыв груженого боеприпасами французского транспорта в гавани Галифакса во время Первой мировой войны - он причинил городу страшные разрушения. Любой порт планеты крайне уязвим перед мощным взрывным устройством, размещенным на корабле - подобно бомбе в автомобиле.
Стивен Флинн (Stephen Flynn), бывший офицер Береговой охраны, ныне работающий в Совете по международным отношениям (Council on Foreign Relations), указывает: помимо проблемы морских портов есть и другая - большинство крупных городов в глубине американской территории находятся на берегах рек, 'которые практически не патрулируются. Мы крайне плохо защищены от нападений с воды'.
Мой друг - бывший военный моряк - считает, что нам нужна система контроля над судоходством, 'аналогичная той, что управляет воздушным движением. Но в политическом плане создать ее очень трудно. Коммерческая и иная авиация развивалась под надзором государственной системы управления воздушным движением. Судоходство же никогда не регулировалось и не контролировалось'. Никакой системы обязательного оповещения для малых судов, входящих в территориальные воды США, не существует.
Береговая охрана реализует программу 'Информация о морской территории' ("Marine Domain Awareness") и имеет вспомогательный корпус из гражданских добровольцев, патрулирующих наше побережье и гавани на собственных судах, а иногда и самолетах, и сообщающих обо всем необычном. По мнению Флинна это, наверно, наилучший способ предотвратить возможное нападение, поскольку террористы как правило наблюдают за намеченными объектами и устраивают тренировки. И именно люди, живущие или работающие на побережье и в прибрежных водах, с наибольшей вероятностью могут заметить, что там происходит нечто странное.
Флинн считает, что привлечение добровольных помощников следует резко расширить: Министерство внутренней безопасности должно 'наладить сотрудничество с мореходами, яхт-клубами, рыбаками, владельцами домов, расположенных на берегу, портовыми работниками и т.д., разъясняя им, к чему следует приглядываться'. По его словам, в Британии работа с населением ведется гораздо активнее, чем у нас.
Наркодельцы сегодня используют 'мини-подлодки', чтобы избежать обнаружения. Их примеру могут последовать и террористы - только на борт они погрузят нечто гораздо более опасное, чем героин. В ходе терактов 11 сентября были применены самолеты, взлетевшие с наших собственных аэродромов. В следующий раз, по словам моего друга-моряка, причиной трагедии может стать 'полная анонимность, царящая на океанских просторах'.
Х.Д.С. Гринуэй - обозреватель Boston Globe
_________________________________________
Почему мы больше не вешаем пиратов? ("The Wall Street Journal", США)
Это не терроризм? Тогда покажите мне терроризм ("The Wall Street Journal", США)
Пираты Аденского залива ("The International Herald Tribune", США)
Террористы морей ("The Boston Globe", США)