Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия смотрит на Америку, а видит себя

Высокоавторитетные зарубежные источники прогнозируют распад США примерно в 2010 г.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Подобно зловещему закадровому смеху на ум приходят все новые догадки, пока не начинаешь живо ощущать, каково это - жить в путинской России. И по спине бежит холодок. Но давайте поразмыслим здраво: очевидно, что Панарин ощущает, что то, что произошло с Советским Союзом или может произойти с Российской Федерацией, может случиться и с Соединенными Штатами.

Эта страна, какой мы ее знаем, распадется на шесть отдельных блоков, каждый из которых окажется под влиянием одной из иностранных держав, причем Аляска вернется русским. Калифорния и соседние штаты станут своего рода сателлитом Китая, а расширенное образование под названием Республика Техас плавно превратится в протекторат Мексики. Все это начинает разворачиваться следующей осенью на фоне гражданской войны и падения доллара.

Бред, скажете вы. Даже не смешно. Но не спешите уходить с этой страницы, ведь автор прогноза - видный российский ученый с безупречным послужным списком. А именно профессор Игорь Панарин, бывший аналитик КГБ, в настоящее время - декан в Дипломатической академии МИД России.

Wall Street Journal в своей недавней статье о нем пишет, что профессора Панарина 'нельзя назвать маргинальной фигурой... он ходит на приемы в Кремль, читает лекции студентам, издает книги и выступает в СМИ в роли эксперта по американо-российским отношениям'.

'Теперь идеи Панарина не только получают все большее освещение в государственных СМИ, которые жестко контролируются Кремлем, но и широко обсуждаются российскими экспертами, - продолжает автор статьи. - Недавно он представлял свою теорию на 'круглом столе' в российском министерстве иностранных дел. Он выступал в роли основного докладчика на конференциях, организуемых ведущей школой международных отношений. Его комментарии на государственном телеканале 'Россия' перемежались кадрами с очередями в бесплатные столовые и толпами бездомных в США. Профессор выступил и в эфире англоязычного пропагандистского канала Кремля Russia Today'.

Я хотел бы попросить всех тех из вас, кто провозглашает возвращение России в качестве игрока на мировую арену, и тех, кто проглотил кремлевскую пропаганду о том, кто спровоцировал недавнюю войну в Грузии, да и вообще всех, кто тешит себя мыслями о том, что Россия вернулась в качестве предсказуемой, сплоченной великой державы с последовательной политикой или стратегией, обратить на это особое внимание.

В статье говорится о том, что в последние недели российские СМИ берут интервью у Панарина по два раза в день. Учтите, что, как и в советскую эпоху, для того, чтобы ведущие СМИ давали столько эфирного времени подобной фигуре, нужно одобрение сверху, с самых верхов.

Иными словами, либо Кремль уверовал в сценарий Панарина, либо чувствует, что российская общественность должна быть с ним ознакомлена. И, возможно, российское руководство, отправляющее боевые корабли в Венесуэлу и на Кубу, стремится ознакомить с мнением Панарина и американскую общественность. Ну что, поняли, в чем дело? В том, как минимум, что главную московскую школу для дипломатов возглавляет такой человек, как Панарин!

Подобно зловещему закадровому смеху на ум приходят все новые догадки, пока не начинаешь живо ощущать, каково это - жить в путинской России. И по спине бежит холодок. Но давайте поразмыслим здраво: очевидно, что Панарин ощущает, что то, что произошло с Советским Союзом или может произойти с Российской Федерацией, может случиться и с Соединенными Штатами. Надо полагать, он считает, что в США и России действуют сопоставимые системы, имеющие одинаковые крупные недостатки.

Иными словами, следует заключить, что ни профессор, ни люди в Кремле не имеют и приблизительного представления о том, как работает американская система, и почему так убога их собственная. Говоря популярным псевдоученым языком, Панарин проецирует. Или даже канализирует. То есть, выражает упования и комплексы российского народа. Что это говорит нам об униженных устремлениях народонаселения России или чудовищных условиях российского публичного дискурса?

От Распутина до Лысенко и даже вплоть до диалектического материализма русская душа и российское государство демонстрировали тревожную склонность к бредовым гипотезам, основанным на суеверии или псевдонауке.

Внимайте словам Панарина: эта причудливая мешанина из фактов и фантазий позволяет понять состояние современных русских умов. Нам сообщают, что прогноз Панарина, по его словам, 'основан на секретных данных, полученных от аналитиков ФАПСИ [аналога Агентства по национальной безопасности]. Он предсказывает, что экономические, финансовые и демографические тенденции спровоцируют в США политический и социальный кризис. По его словам, 'когда станет туго, более богатые штаты перестанут перечислять средства в федеральный бюджет и фактически выйдут из союза. За этим последуют социальные волнения - вплоть до гражданской войны. Затем США распадутся по этническому признаку, и в дело вступят иностранные державы'.

В США никто не стал бы делать вид, что страна не сталкивается с серьезными проблемами. Но выводить из этого факта апокалипсический сценарий распада - значит совершенно не разбираться в Соединенных Штатах и, хуже того, абсолютно не понимать основные исторические процессы. Вероятно, нужно напомнить русским ту простую мысль, что тоталитарные системы распадаются, а демократические реагируют на изменения и адаптируются. (Неужели там никто не читает Джона Стюарта Милля?)

Приходится делать вывод о том, что русские мыслят категориями не согласия и возможностей, а империй и насильственных союзов, в которых едва сдерживаемое недовольство в любой момент может вырваться наружу и поставить под угрозу всю систему.

Пожалуй, лучше всего сразу высказать тезис, который может показаться утверждением очевидного. Россия - не Америка. Американцы не считают демократические ценности своего рода дымовой завесой, за которой можно строить империю или поддерживать ее существование ради нее самой. Безусловно, бывало так, что США терпимо относились к авторитарным системам и даже попустительствовали им. Но они делали это для того, чтобы в долгосрочном плане защитить демократические ценности. США вели мировые войны и другие войны за рубежом. Возможно, порой они действовали жестоко или грубо, но никогда не действовали цинично лишь ради власти и империи.

Американцы искренне верят в то, что их система в широком смысле слова в конечном итоге приносит наибольшее благо наибольшему числу людей, и у них есть эмпирические подтверждения этого в стране и за рубежом. Возможно, это убеждение идеалистично или наивно, но оно искренне.

Что же за счастье пыталась дать Москва на протяжении веков собственным гражданам, покоренным народам или другим странам? Не надо отбрасывать этот аргумент как проявление русофобии - я говорю эмпирически. Представим себе, что США распадаются, и Россия становится единственной сверхдержавой и моделью для других стран по всему миру. Что же это будет за модель? Чему именно предлагается подражать другим странам?

Пока Россия не сможет ответить на эти вопросы с минимальной долей логики, ей не стоит всматриваться в США как в зеркало.

Мелик Кайлан - нью-йоркский журналист, автор еженедельной колонки в Forbes.com. Его репортаж "Georgia In The Time of Misha" (Грузия во времена Миши) представлен в сборнике The Best American Travel Writing 2008.

________________________________

Распад США? Безудержная критика российского прогноза ("The Washington Post", США)

Збигнев Бжезинский: Америка терпит катастрофу ("Los Angeles Times", США)

Америка идет курсом 'Титаника' ("The International Herald Tribune", США)