Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Буш и история

Политика президента определялась 11 сентября. Однако его ошибки нельзя оправдать терактами

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Шесть лет назад на вопрос о том, что скажет история о войне в Ираке, Джордж Буш ответил характерно залихватским тоном: 'История? Не знаю... Мы все тогда уже умрем'. Возможно, историки будут благосклоннее и к правлению Буша и к войне, определившей его ход, чем нация, которая сейчас с нетерпением ожидает его отставки

Шесть лет назад на вопрос о том, что скажет история о войне в Ираке, Джордж Буш ответил характерно залихватским тоном: 'История? Не знаю... Мы все тогда уже умрем'. Возможно, историки будут благосклоннее и к правлению Буша и к войне, определившей его ход, чем нация, которая сейчас с нетерпением ожидает его отставки. Однако сегодня мы должны признать, что, несмотря на некоторые важные достижения, годы президентства Буша стали временем растранжиренных возможностей, возмутительного злоупотребления властью и циничного забвения правовых принципов и исторических ценностей.

В 2001 году, после того как Верховный суд подтвердил его победу в коллегии выборщиков, Буш в своем первом инаугурационном обращении пообещал 'построить единую нацию справедливости и возможностей'. Кроме того, он добавил, подчеркивая центристские мотивы своей предвыборной кампании: 'Америка в лучших своих проявлениях совмещает приверженность принципам с цивилизованностью'.

К сожалению, своих предвыборных обещаний президент не сдержал. Отказ консультироваться с Конгрессом относительно антитеррористической политики после 11 сентября, высокомерное пренебрежение мнением мира и современной наукой, неуместная лояльность, позволившая Дональду Рамсфелду (Donald H. Rumsfeld) и Альберто Гонсалесу (Alberto R. Gonzales), так долго сохранять свои посты... Слишком часто вместо поиска консенсуса, мы видели самоуверенность, не дававшую Бушу признавать свои ошибки.

Мы знаем, о чем будут говорить защитники президента - дескать, 11 сентября 2001 года все изменилось. Сам Буш в четверг в своем прощальном обращении заметил: 'За эти годы большинство американцев смогли вернуться к той жизни, которую они вели до 11 сентября. Большинство - но не я. Каждое утро, я получал сводку по угрозам, нависшим над нашей страной. Я поклялся сделать все, что в моей власти, чтобы обеспечить нашу общую безопасность'. Невозможно спорить с тем, что президент должен бдительно следить за происходящим и предотвращать опустошительные теракты. Однако для Буша 11 сентября стало не только мандатом на, как он выражался, 'защиту отечества', но и универсальным предлогом для ведения порочной политики.

Показательным примером этого была война против Саддама Хусейна в Ираке. Ее провозгласили предупреждающим ударом по стране, обладающей ядерным оружием, оправданным продолжением начатой после 11 сентября войны с террором. Вскоре сомнительные утверждения о том, что Ирак станет главным фронтом этой войны, оказались пророческими, когда американская оккупация обеспечила Усаму бен Ладена (Osama bin Laden) и его союзников пропагандистскими козырями и одновременно отвлекла внимание от ухудшающейся ситуации в Ираке. В конце концов, Буш все же признал, что 'Саддам Хусейн не был ответственен за 11 сентября'.

За вычетом отдельных случаев и в ходе войны в Ираке, и в ходе войны с террором, Буш проявлял упрямство и самоуверенность. Администрация в обход Конгресса (и органов военной юстиции) приняла единоличное решение создать военные комиссии для суда над подозреваемыми в терроризме, содержавшимися в Гуантанамо-Бэй - за этот шаг ее позднее упрекал Верховный суд. Она пыталась изменить определение пытки и разрешить возмутительные методы допроса, такие как 'утапливание'. Наконец, не стоит забывать и о прослушивании без санкции суда разговоров между американцами и подозреваемыми в терроризме за рубежом. Действуя в одиночку, в соответствие с экстравагантным представлением вице-президента Дика Чейни (Dick Cheney) об исполнительной власти, администрация настроила против себя не только Конгресс, но и некоторых добросовестных юристов в собственных рядах. То же презрение к профессионалам привело к отвратительной политизации Министерства юстиции при генеральном прокуроре Гонсалесе.

Ирония ситуации состояла в том, что когда администрация все же обращалась к Конгрессу за дополнительными полномочиями, она по большей части их получала. Когда Верховный суд нашел погрешности в системе военных комиссий, Конгресс предложил альтернативу. Таким же образом он легализовал - с некоторыми охраняющими частную жизнь поправками - программу скрытого наблюдения Агентства национальной безопасности, внеся изменения в 'Акт о наблюдении за иностранной разведкой'. Не обращаясь к законодательной власти до тех пор, пока ее не вынуждали это сделать, администрация настраивала против себя членов Конгресса, поддержка которых была необходима для успеха внутриполитической программы Буша (Не улучшало положения и то, что во время предвыборной кампании Буш называл демократов пораженцами, стремящимися 'сбежать' из Ирака).

Тем не менее, даже самые ярые критики президента вынуждены признавать за ним определенные успехи. Положение о льготном отпуске лекарств по рецепту в рамках программы 'Медикэр' логически развило главную идею программы, которая состоит в том, что расходы на медицину не должны разорять пожилых американцев. Осуществляя эту инициативу, Буш сотрудничал с демократами. Так же совместно с ними он проталкивал национальные образовательные стандарты - закон 'Ни единого ребенка за бортом' ('No Child Left Behind Act') и осуществлял попытку - впрочем, провалившуюся -провести всеобъемлющую иммиграционную реформу. Он добивался финансирования борьбы с распространением СПИДа в Африке. Двое назначенных им членов Верховного суда - председатель ВС Джон Робертс-младший (John G. Roberts Jr.) и судья Сэмюэль Алито-младший (Samuel A. Alito Jr.) - безусловно профессиональны. Оба они консерваторы, но ни один из них - по крайней мере до сих пор - не поддерживал радикальные инициативы судей Антонина Скалиа (Antonin Scalia) и Кларенса Томаса (Clarence Thomas), которые готовы пересмотреть дело 'Ро против Уэйда' (прецедент, фактически узаконивший в США прерывание беременности - прим. пер.). В конце концов, США действительно не пришлось переживать нового 11 сентября, пусть даже благодарность за это Бушу следует разделить с теми членами Конгресса, которые поддержали создание Министерства национальной безопасности, когда он выступил против.

Однако на все эти достижения бросают тень его многочисленные ошибки, и ссылками на изменившуюся после 11 сентября реальность их оправдать нельзя. Невозможно утверждать наверняка, но мы подозреваем, что к такому же выводу придут и будущие историки.

_______________________________________________

Президент 11 сентября ("The Wall Street Journal", США)

Оценивая Буша с расстояния ("Christian Science Monitor", США)

Джордж У. Буш и история ("Le Figaro", Франция)

А Буш, часом, не русский? ("Los Angeles Times", США)

* * * * * * * * * * * * * * * * * *

Надежен ли газовый кран? (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Редкий газ перевалит через середину Днепра (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Все мы воры?! (Общественная палата читателей ИноСМИ)

'Газпром' задирает Европу (Общественная палата читателей ИноСМИ)