Обновление трансатлантических отношений входит в число важнейших задач нового президента Обамы. При этом отношение Америки к Германии является решающим для европейской политики нового правительства, а отношение Германии к России, в свою очередь, будет ядром этой политики. Россия по многим темам, имеющим для правительства Обамы большое значение, займет ключевую позицию: сюда относятся - отношения с Ираном, создание более широкого регулирующего механизма препятствующего распространению ядерного оружия, энергетическая политика, сокращение арсеналов ядерного оружия и изменение ситуации в Афганистане. Отношения с Россией к тому же будут иметь центральное значение для позиции Вашингтона по расширению НАТО. Наконец, политика в отношении России еще и потому является решающей частью европейской политики Обамы, поскольку и российская, и европейская политики неотъемлемо связаны между собой.
Германия является одним из ключевых действующих лиц европейской политики в отношении России. Европа в этом вопросе расколота между восточноевропейскими и западноевропейскими странами, поэтому без Берлина никакой обоснованной или успешной политики в отношении России быть не может. Однако насколько бы не была важна Германия для формирования западной концепции, между Берлином и Вашингтоном продолжают сохраняться существенные различия в интересах, политической культуре и методах; эти различия могут привести к опасным недоразумениям, если с ними обращаться неумело. Без общего подхода существует опасность, что Германия глубоко увязнет в роли посредника между Россией и Соединенными Штатами.
В Германии многие считают, что у Соединенных Штатов нет обоснованной и последовательной стратегии в отношении России, и что им следовало бы как можно быстрее разработать подобную стратегию. К тому же Берлин обеспокоен тем, что правительство Обамы из-за многих других проблем, о которых оно должно позаботиться, сместит российскую политику на более низкую строчку в списке своих приоритетов. Но в то же время Берлин ожидает, что Вашингтон уделит отношениям с Россией наивысшее внимание, и в будущем не будет ограничиваться 'избирательной вовлеченностью'. Это ожидание недавно в открытом письме Обаме подчеркнул министр иностранных дел Штайнмайер.
Новое американское правительство понимает, что оно нуждается в новой стратегии в отношении России. Новый президент Обама располагает лишь незначительным внешнеполитическим опытом, его позиция в отношении России в основном формировалась под влиянием совместных усилий с сенатором Лугаром (Lugar) по обеспечению безопасности российских ядерных материалов и ядерных ноу-хау, и поэтому она направлена на контроль за вооружениями и нераспространение ядерного оружия. Обама смотрит на Россию через призму глобальных интересов Америки; как он, так и министр иностранных дел г-жа Клинтон дали понять, что они ищут подход к России, который основывался бы на взаимном сотрудничестве.
В кооперации с Москвой оба видят существенную предпосылку для реализации одной из своих важнейших целей: стабилизации Афганистана. К тому же они будут пытаться договориться о дальнейшем сокращении ядерных потенциалов и заключении нового договора СНВ. В принципе они не против противоракетной системы и будут остерегаться отказываться от уже достигнутых с Польшей и Чешской Республикой соглашений о размещении на их территории ее компонентов. Однако они не будут спешить размещать в Европе противоракетные системы. Они открыты для того, чтобы вести переговоры с Россией о противоракетных системах как о части масштабного соглашения по контролю над вооружениями. Обама, возможно, замедлит темпы сближения Украины и Грузии с НАТО; вместо этого он сделает ставку на ЕС по интеграции этих двух государств в западные структуры.
Соединенные Штаты зависимы от России не только, когда речь идет о нераспространении ядерного оружия. Во времена огромных внутриполитических вызовов новая команда в Вашингтоне пытается избежать возложения на себя излишних обязательств, также как и новой сравнимой с периодом 'холодной войны' конфронтации. Тем более, что попытка локализации России не найдет в Германии поддержки; она только бы вбила клин между Вашингтоном и Берлином и разрушила надежду Обамы на оживление трансатлантических отношений.
В общем и целом и вопреки различиям в политике по отношению к России, шансы, что Вашингтон и Берлин найдут общую стратегию, неплохие. Настоящий тест на прочность пришлось бы выдерживать лишь в том случае, если бы Москва решилась отказаться от сотрудничества с Западом и продолжила бы пытаться создавать систему равновесия сил в стиле 19-го столетия. В недавнем газовом конфликте с Украиной речь шла больше, чем о соответствующих ценах на газ: возможно, о попытке расколоть Запад и создать свою сферу влияния. Это подтвердило бы правоту тех, кто рассматривал действия России в Грузии как начало новой стратегии, а не только как 'предупредительный выстрел'. Политический консенсус в Германии о том, как должны выглядеть отношения с Россией зависит от того, осознает ли Москва себя в качестве партера Запада - и от новой политики правительства Обамы. Но в обеих столицах следовало бы быть готовыми к тому, что российские дела могу доставить еще много неприятностей.
Стивен Сабо - исполнительный директор Трансатлантической академии в Вашингтоне
________________________________
Обама и Россия ("Forbes", США)
Россия против Обамы ("The Washington Times", США)
Похоже, что Россия боится Обаму ("Cesky rozhlas", Чехия)
Российский вопрос. Каким будет ответ Обамы? ("Antiwar.com", США)
Обамамания по-русски ("Deutsche Welle", Германия)
Российский экзамен для Обамы ("The Wall Street Journal", США)
* * * * * * * * * *
В.Ярузельский: "Польша не погибла" (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Испытание тощими годами (Общественная палата читателей ИноСМИ)
В.Новодворская: "Не каждому так везет, что он может сказать: я гражданин Израиля" (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Orange-band и Жертва Диоксина (Общественная палата читателей ИноСМИ)