Как и весь остальной мир, Россия с большим интересом следила за первыми днями президентства Барака Обамы. Разумеется, еще слишком рано давать оценки того, что могла бы означать для мира перемена в Белом доме.
Однако, вне всякого сомнения, появилась возможность перейти к более многостороннему подходу, который способствовал бы снижению напряженности и решению проблем. Стержнем такого подхода должна стать договоренность о создании эффективных институтов и процессов, призванных решать озабоченности всех стран в сфере политики и безопасности. Это потребует от них способности быть выше исторических споров и узких национальных интересов.
Если мы серьезно настроены вывести сотрудничество на новый уровень, то для начала нужно освободиться от вражды эпохи 'холодной войны'. Европа и Северная Америка уже давно вышли за рамки этой напряженности, но институты кажутся застывшими во времени, равно как некоторые из наших ответных мер.
Кажется, что планы по расширению НАТО направлены на решение проблем прошлого, а не укрепление доверия в настоящем. То же самое касается односторонних решений по системам противоракетной обороны. Мы должны признать, что невозможно укреплять безопасность отдельных стран, игнорируя соображения безопасности их соседей.
Многие уже существующие институты озабочены, в первую очередь, безопасностью собственных членов; как продемонстрировал летний кризис на Кавказе, у Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе для эффективной работы нет правил и ответственности. Стремясь найти способ ликвидации этого пробела, президент Медведев выступил с инициативой нового договора о европейской безопасности: мы считаем, что он может способствовать созданию подлинно единого пространства коллективной безопасности в евроатлантическом регионе и решению тех вопросов, которые нам до сих пор не удавалось урегулировать.
Предлагаемая система должна быть основана на верховенстве международного права и приверженности Уставу ООН. Ее цель - создание форума, на котором мы могли бы решать проблемы безопасности в грядущие годы. Подписание договора может быть только результатом демократического переговорного процесса с участием всех стран региона, а также многосторонних организаций по безопасности, уже работающих в нем.
Такая инициатива проложила бы путь к диалогу, более эффективному, чем в формате ОБСЕ. Она бы также позволила нам воспользоваться идеями ученых и экспертов Европы, России и Северной Америки.
У этой инициативы нет скрытой подоплеки. В ее основе лежит искреннее желание восстановить доверие и безопасность. Кроме того, как сказал бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер, она даст нам, наконец, возможность совместно ответить на ключевой стратегический вопрос о глобальной роли России и ее месте в Европе.
Если наши шаги будут верными, то мы сможем вступить в новую эпоху сотрудничества. Дополнительные гарантии дали бы странам уверенность в том, что их безопасность защищается коллективно, а не действиями отдельных государств. Это вдохнуло бы жизнь в принцип ОБСЕ и Совета Россия-НАТО, согласно которому ни одна страна не должна обеспечивать свою безопасность в ущерб безопасности других. Это позволило бы нам разблокировать процесс контроля над вооружениями в Европе и предотвратить риск новой гонки вооружений.
Когда министры иностранных дел государств-членов ОБСЕ обсуждали идею такого договора на своей встрече в декабре, звучало множество предложений о том, что он должен в себя включать. Но никто не оспорил полезность такой дискуссии. Приступив к трудной работе по поиску пути в будущее, мы сможем сказать, что не упустили эту возможность поднять уровень международного сотрудничества - и заслужим благодарность будущих поколений.
Сергей Лавров - министр иностранных дел Российской Федерации
* * * * * * * * * * * * * * * * * *
И он ссылается на ИноСМИ (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Вырвать жало империи (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Да пошли вы к черту!" (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Плавленый сырок" - это ваш Шендерович (Общественная палата читателей ИноСМИ)
_______________________________
Как добиться потепления в американо-российских отношениях ("Christian Science Monitor", США)
Римейк Хельсинки? Нет, премьера Обамы ("The Moscow Times", Россия)
Лед тронулся ("The Guardian", Великобритания)