Когда коммунизм еще был жив, контроль над вооружениями был главным мерилом всех отношений между Востоком и Западом. В эпоху советско-американской разрядки был подписан целый ряд соглашений по сокращению огромных ядерных арсеналов обеих сверхдержав. Но, хотя 'холодная война' завершилась распадом Советского Союза, ядерное противостояние никуда не делось. В последнее время контроль над вооружениями снова стал жизненно важным компонентом глобальной безопасности - как из-за недавнего охлаждения в отношениях России с Западом, так и из-за того, что в декабре истекает срок действия подписанного в 1991 году важнейшего договора СНВ по сокращению количества ядерных боеголовок. И, судя по всему, президент Обама готов взяться за решение этого вопроса с решимостью, которой не было видно уже два десятилетия.
У России и Америки до сих пор остается по пять тысяч ядерных боеприпасов. По договору СНВ их число сокращено вдвое, а до этого было по десять тысяч. Сейчас Обама хочет договориться о новом ограничении - примерно по тысяче для каждой из сторон. Его решимость вести переговоры по подписанию нового соглашения несомненна. О приоритетности разоруженческой тематики во внешней политике - после Ирака и Афганистана - он заявил еще в своей инаугурационной речи. Вчера госсекретарь Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) и ее российский коллега Сергей Лавров уже приступили к переговорам о новых сокращениях вооружений и решении других ключевых стратегических вопросов.
Обама верно выбрал время. Влиятельный российский премьер Владимир Путин остановил развертывание тактических ракет рядом с границами Польши и недавно заявил о 'положительных сигналах', поступающих от правительства Обамы. Путин хочет показать свое дружеское лицо - не потому, впрочем, что его национализм стал менее ярым, и не потому, что в стремлении заставить всех остальных услышать голос Москвы он стал мягче, а потому, что Россия вдруг снова оказалась слабой.
От кредитного сжатия Россия потеряла гораздо больше многих. Российские олигархи потеряли миллиарды долларов, курс рубля непрерывно падает, золотовалютные резервы - некогда Россия по их объему занимала третье место в мире - сильно истощились, а падение цен на нефть ударило по доходам российского государства. Ушло время бравады и высокомерия, продемонстрированного Россией в отношении Грузии, иностранных инвесторов и всего остального мира. Сегодня Москве нужны хорошие отношения с другими странами - ведь дома приходится выдерживать растущее народное недовольство.
Улучшение отношений между Москвой и Вашингтоном важно и для Обамы в свете решения других приоритетных вопросов его внешней политики. США собираются увеличивать свой военный контингент в Афганистане, но в последние месяцы 'Талибан' и пакистанские боевики постоянно срывают военные поставки через территорию Пакистана. Альтернативный надежный маршрут необходим и НАТО. Однако организация поставок через Россию будет сталкиваться с политическими проблемами до тех пор, пока холодными остаются натовско-московские отношения. Поэтому и для России, и для Америки появляется возможность за счет компромисса удовлетворить взаимные интересы. Главное требование России к Америке - отказаться от плана развертывания противоракетного 'щита' в Польше и Чехии. Также Россия хочет, чтобы НАТО забыла о перспективе принятия в свои ряды Грузии и Украины. Обама уже не раз скептически высказывался о ПРО (хотя после запуска иранской ракеты призывы к постройке 'щита' могут усилиться), а НАТО недавно заморозила проекты дальнейшего расширения.
Но Россия при этом должна по всем другим вопросам изменить свою позицию - в особенности в Совете Безопасности ООН. То, что она до сих пор препятствует принятию более жестких санкций против Ирана и Зимбабве, не имеет других политических оснований, кроме желания поступить в пику Западу и отомстить ему за какие-то воображаемые обиды. Москва не меньше других заинтересована в том, чтобы не дать Ирану разработать ядерное оружие, и в свете последних событий она должна дать это понять Тегерану как можно яснее. Нет у Москвы причин и обхаживать зимбабвийского диктатора, и вступать в альянсы с Венесуэлой. Изменения по всем этим вопросам вкупе с переговорами по ядерному оружию не только укрепят глобальную безопасность, но и принесут немало выгод и России, и Америке.
_______________________________________________
Почему мы скоро будем тосковать по холодной войне ("Россия в глобальной политике", Россия)
Для Обамы ключ к России лежит в Берлине ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Кризис продемонстрировал зависимость России от мировой экономической системы. Шанс для Обамы? ("The International Herald Tribune", США)