Гипердержава, как известно, всегда виновата. Тем более, что на прошлой неделе на ежегодном Всемирном экономическом форуме в Давосе эта самая гипердержава почти не была представлена, по крайней мере на официальном уровне. Впрочем, если уж быть откровенными, критикам США - во главе с китайским премьером Вэнь Цзябао (Wen Jiabao) и его российским коллегой Владимиром Путиным - не надо было далеко ходить за доказательствами некомпетентности и злоупотреблений.
Однако, как ни легко всему миру возлагать на США вину за глобальные экономические потрясения, именно с Америкой он связывает и надежды на выход из кризиса.
Общее настроение, царившее в Давосе, было мрачным, и даже граничило с отчаянием. Мрачность вполне оправдана: об этом недвусмысленно свидетельствует доклад "Перспективы развития мировой экономики" (World Economic Outlook), подготовленный Международным валютным фондом (International Monetary Fund). Согласно последним прогнозам общемировой экономический рост в этом году составит лишь 0,5% - это самый низкий показатель со времен Второй мировой войны. В странах с высоким уровнем доходов населения ВВП - также впервые с 1945 г. - должен сократиться на 2%. Промышленное производство и товарный экспорт находятся в свободном падении: все больше потребителей решают, что лучше подождать с новой машиной или другой крупной покупкой.
Учитывая скорость, с которой эти прогнозы меняются в сторону ухудшения, действительность может оказаться еще непригляднее. Неопределенность, настороженность и сокращения в сфере кредитования и расходов, возможно, продолжат движение по нисходящей спирали. С другой стороны, политическими мерами корабль можно развернуть в другую сторону. Но эти меры должны носить решительный характер. Особенно это относится к администрации Обамы, от действий которой зависит столь многое. Сегодня у нее есть уникальная возможность подтолкнуть спираль вверх. Если она будет упущена, сама нынешняя администрация станет частью проблемы. И пока что обнадеживающих признаков не заметно. Белому дому нужно действовать гораздо смелее.
Не все экономические новости вызывают ужас. 'Ножницы' между ожидаемыми официальными процентными ставками и ставками межбанковского кредита резко сократились; то же самое можно сказать о спрэдах между облигациями американского Минфина и рискованными активами - хотя они еще остаются на очень высоком уровне. Падение нефтяных цен представляет собой масштабное перераспределение доходов от тех, кто создает накопления, к тем, кто наращивает расходы. Поскольку сегодняшнее снижение спроса и производства представляет собой запаздывающий результат прошлых потрясений, впереди нас, возможно, ждут более позитивные известия.
Впрочем, давать волю оптимизму, увы, преждевременно. В дополненном варианте распространенного МВФ Доклада о ситуации с финансовой стабильностью в мире (Global Financial Stability Report) отмечается: 'Из-за ухудшения условий кредитования. . . наша оценка потенциального снижения объема кредитных активов американского происхождения . . . увеличена с 1,4 триллиона долларов (эта цифра содержалась в докладе за октябрь 2008 г.) до 2,2 триллионов долларов'. По мере усиления рецессии убытки распространяются на многие другие категории активов и народное хозяйство ряда стран мира.
Рост частного кредитования во многих странах замедляется. Особенно эта ситуация затронула финансирование торговли - с весьма тяжелыми последствиями. Приток частных капиталов в страны с развивающейся рыночной экономикой сходит на нет: по прогнозу вашингтонского Института международных финансов, чистый объем частных финансовых потоков в нынешнем году составит всего 165 миллиардов долларов по сравнению с 466 миллиардами в 2008 г. Особенно уязвимой в этой ситуации оказывается Центральная и Восточная Европа.
Быстро нарастает давление в пользу протекционистских мер - не только в финансовой сфере, но и в торговле. На первом направлении 'лицемером номер один' проявил себя в Давосе британский премьер Гордон Браун (Gordon Brown): он без устали сетовал на усиление протекционизма, притом, что его кабинет проводит именно такую политику. В торговой же сфере наиболее безответственным представляется включение положения о предпочтении отечественным производителям при госзакупках, включенное в законопроект о 'пакете' стимулов для американской экономики. Этим мы буквально напрашиваемся на ответные протекционистские меры со стороны других государств. Для страны, которой необходимо преодолевать рецессию за счет роста экспорта, подобный шаг - чистое безумие. Если же вспомнить, что последние 60 лет краеугольным камнем внешней политики США была борьба за открытость мировой экономики, то эти действия еще и равносильны вандализму. Это что, те самые перемены, в которые новый президент призывал нас верить?
Вопреки мнению, высказываемому в некоторых кругах, в частности и в США, экономическая депрессия - явление отнюдь не полезное, и неизбежной ее тоже считать нельзя. Необходимы просто решительные действия, скоординированные в мировом масштабе. Инициатива в данном случае должна исходить от США: мы по-прежнему остаемся гипердержавой, именно мы выступали за создание нынешней экономической системы, и кризис во многом вызван ошибками нашего политического руководства и частных структур, пусть и усугубленными аналогичными просчетами в других странах.
Из каких же принципов нам следует исходить? Я предложил бы следующее:
- Во-первых, на нынешнем этапе сосредоточить все внимание на преодолении спада в области спроса, а не на проблемах мировой экономической архитектуры.
- Во-вторых, действовать в полную силу. Пришло время для операции 'шок и трепет' в экономической политике.
- В-третьих, взять на себя серьезные обязательства в плане будущей нормализации бюджетной и монетарной политики.
- В-четвертых, объединять усилия. Даже США не могут решить свои проблемы в одиночку.
- В-пятых, не допускать протекционизма.
- В-шестых, усиливать потенциал международных институтов для помощи слабым экономикам.
И как же выглядят наши конкретные действия в свете этих принципов? Максимум, что можно сказать - 'лучше, чем в 1930-х'. Мир отчаянно нуждается в том, чтобы Обама решительнее взял под контроль ситуацию внутри страны и занял лидерскую позицию за рубежом. Планы, которые он сейчас озвучивают, дают возможность выполнить первую задачу. А на апрельском саммите 'большой двадцатки' в Лондоне представится шанс на осуществление второй.
К сожалению, сигналы, исходящие из США, вызывают лишь острое разочарование. Вместо всеобъемлющих бюджетных стимулов нынешний 'пакет' выглядит недостаточным по объему, неэффективным и плохо продуманным. Вместо решительных действий по рекапитализации банков, что означало бы временный переход несостоятельных финансовых учреждений под контроль государства, США, возможно, возвращаются к аморальной и неэффективной политике предоставления финансовой помощи держателям 'токсичных активов'. Аналогичным образом, вместо лидерской роли в мире Вашингтон скатывается к протекционизму и обмену обвинениями.
Этот путь ведет к катастрофе. От других стран мира я не ожидаю каких-то прорывов: европейский Центробанк неспособен помешать странам еврозоны скатиться в глубокую рецессию; в Японии нарастает финансовый кризис; Пекин, хотя и объявил о масштабном пакете стимулов, не имеет реального плана необходимых структурных реформ; что же касается других стран с развивающейся рыночной экономикой, тот они могут лишь пытаться остаться на плаву в сегодняшнем штормовом море. Накопленные ими за нынешнее десятилетие финансовые резервы, конечно, помогут решить эту задачу. Но ресурсы, имеющиеся в распоряжении МВФ, даже в случае обещанного двойного увеличения, явно недостаточны, чтобы внушить большинству развивающихся стран уверенность в себе, необходимую для того, чтобы пойти на такой рискованный шаг, как наращивание расходов.
Решения, которые будут приняты в ближайшие несколько месяцев, определят ситуацию в мире на следующие двадцать-тридцать лет. Если мы пройдем через кризис, избежав коллапса, у нас будет и время, и возможность для построения более совершенного и стабильного международного порядка. В противном случае этого шанса придется ждать, вероятно, не одно десятилетие.
Мы переживаем переломный момент в истории. Главная задача - остановить нисходящую спираль отчаяния масштабными и согласованными действиями. Это произойдет в том случае, если США обеспечат то лидерство, в котором мы все сейчас нуждаемся. Возможно Обама, как и многие его предшественники, даже обнаружит, что вести за собой мир легче и приятнее, чем улещивать строптивый Конгресс. Не исключено, что он ставил перед собой другие задачи. Но именно с этой задачей он столкнулся в реальности. И история будет судить о его деятельности на посту президента по тому, хватит ли ему дерзости для ее успешного решения.
________________________________________
Планета Земля - планете Уолл-Стрит: 'Тут уже народ собрался по вашу душу - с вилами и топорами' ("The Washington Post", США)
Чем опасна привлекательная Америка ("The International Herald Tribune", США)
В период кризиса на США смотрят с настороженностью и надеждой ("The International Herald Tribune", США)
В 2009 г. мировой экономике придется туго ("The Wall Street Journal", США)
Давос: смиренные хозяева жизни ("The Washington Post", США)
* * * * * * * * * * * * * * * *
Музей погибшей советской цивилизации (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Трудности перевода: "Это - фашисты!" или "Так всегда поступал КГБ" (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Гайд-парк vs Лобное место (Общественная палата читателей ИноСМИ)
ИноСМИ и интернет-солдаты Урфина Джюса (Общественная палата читателей ИноСМИ)