Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Отношения между США и Россией теплеют?

Действительно ли именно так сегодня расставлены геополитические шахматные фигуры?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Можно ли отыскать серьезные признаки, свидетельствующие о переходе отношений между США и Россией на новый этап 'потепления'? Действительно ли именно так сегодня расставлены геополитические шахматные фигуры? Смягчение риторики Москвы и телефонные беседы Обама-Медведев - ни тенденция, ни перемены. Отказаться от того, что никогда реально не планировал делать - несложно. Скорее, наоборот, - очень выгодно. История с ракетами 'Искандер' - один из примеров...

В общественном пространстве Литвы появились высказывания о том, что отношения между США и Россией "теплеют". Некоторые политические обозреватели утверждают, что Литве в связи с этим следует пересмотреть свою политику в отношении России и перейти к ее более прагматичной версии. Действительно ли именно так сегодня расставлены геополитические шахматные фигуры?

Можно ли отыскать серьезные признаки, свидетельствующие о переходе отношений между США и Россией на новый этап 'потепления'? Политический обозреватель Кястутис Гирнюс утверждает, что такие признаки существуют, например, это намерение России отказаться от дислокации ракет 'Искандер' в Калининграде. Но действительно ли это - уступка России Вашингтону, Европе и Балтийским странам?

Смягчение риторики Москвы и телефонные беседы Обама-Медведев - ни тенденция, ни перемены. Отказаться от того, что никогда реально не планировал делать - несложно. Скорее, наоборот, - очень выгодно. Это своеобразное укрепление переговорной мощи по формуле 'я - тебе, ты - мне'. Россия любит время от времени 'выпустить' в международное дипломатическое пространство какую-нибудь инициативу, прикрытую риторикой 'укрепления взаимодоверия', а затем наблюдать за реакцией.

История с ракетами 'Искандер' - один из примеров. Вместе с ним можно вспомнить предложение Москвы совместно с НАТО обеспечивать безопасность воздушного пространства Балтийских стран, заменить доллар рублем на мировом нефтяном рынке, создать газовую картель и т.п. Поэтому очевидно, то, что мы наблюдаем сегодня, - не 'уступки' России, а просто новая геополитическая игра, предложенная Россией. Что хочет Россия в обмен за 'отказ' от этих планов и предложений? И что мы выиграем, 'прагматично' взглянув на эти и похожие предложения России?

Очевидно, что, 'идя на уступки', Россия надеется не потерять своего мирового и регионального влияния. Россия добивается признания - желает одновременно быть важнейшим партнером и конкурентом США. Однако, хотя Россия явно сильнее, чем 10-15 лет назад, ее 'звездный час' уже миновал. Прежде всего, после отклонения предложения Дж.Буша подключиться к 'войне с терроризмом'. И сегодня - после падения цен на нефть. Это очевидно продемонстрировала новая администрация США - первый приказ президента был об освобождении узников Гуантанамо, первое интервью - арабскому телеканалу, вице-президент Х.Клинтон свой первый визит запланировала в Японию.

'Мозговые центры' США первым делом проектируют стратегическое партнерство с Китаем или Индией. С этими странами, а не с Кремлем, в будущем может делиться глобальное влияние. Само собой, понятно, что рано или поздно будет уделено внимание и отношениям с Россией. Но они, наверное, не будут напоминать отношения двух супердержав.

Хотя отношения с Россией не являются приоритетом для новой администрации США, Вашингтону, несомненно, известны условия сближения, которые ставит Москва. Главное условие - признание за Москвой права распространять свое влияние на 'ближнее зарубежье'. Иначе говоря, Кремль хочет, чтобы Вашингтон отказался от оказания прямой помощи Украине, Грузии и Молдове, стремящимся к более тесному сотрудничеству с Западом.

Уже не говоря о расширении влияния Запада в Беларуси, импорте энергетических ресурсов из Азербайджана и размещении военных бах в странах Центральной Азии. Москва хотела бы, чтобы новый президент был более критичным в отношении Балтийских стран, например, когда речь идет о правах национальных меньшинств. Россия желает, чтобы США признали ее как одного из 'арбитров' системы европейской безопасности. Иными словами, Москва, стремясь к сближению с США, хочет продиктовать свои условия. Приемлемо ли для нас это требование?

Предлагая придерживаться 'более прагматичной' линии отношений с Россией, не стоит забывать, что прагматизм - это понятие, требующее конкретного содержания. Особенно, когда речь идет об отношениях с Россией. Хорошо, если под 'прагматизмом' понимается поиск новых, более эффективных инструментов и аргументов в отношениях с Россией.

На самом деле, требованиями возместить ущерб от оккупации, возобновить поставки нефти по нефтепроводу 'Дружба' и угрозами пересмотреть условия транзита в Калининградскую область, наверное, добьемся немногого. Но это не значит, что мы должны одобрять все инициативы стран ЕС и НАТО в отношении России без исключения, не поддерживать страны 'Восточного партнерства', которые ищут противовес российскому влиянию. Если, предположим, сегодня Запад отвернется от нынешнего политического лидера Грузии (со всеми его недостатками), это будет означать не что иное, как начало 'эффекта домино' в регионе - перед Россией откроется 'окно возможностей' для перекройки геополитической карты региона.

Цель Балтийских стран - не 'раствориться' в европейских структурах, а заставить Брюссель и Вашингтон, а также Москву 'услышать' и учитывать наши интересы. Тем более, что имеются в виду жизненно необходимые интересы - гарантирующие независимость, экономическую, военную, информационную и др. виды безопасности государства. Все это значит, что во имя 'прагматизма' мы не должны примиряться с 'неизбежной' экономической, военной и культурной экспансией и ее последствиями.

Продвигаясь по этому пути, столкнемся с дилеммой - где провести разделительную линию? Как установить минимум политических и экономических уступок России, который позволит 'нормализовать' двусторонние литовско-российские отношения, не пересекая 'красные линии' национальной безопасности Литвы? Другой вопрос, насколько Россия готова принять уступки с нашей стороны, и принесет ли нам такая политика уступок реальную выгоду? Только тогда, когда сторонники 'прагматичной' политики ответят на эти вопросы, дебаты о внешней политике Литвы действительно перейдут на более высокий уровень.

Арунас Молис, Лауринас Кащюнас - Центр геополитических исследований Востока

_________________________________

Шанс для Обамы? ("The International Herald Tribune", США)

Для Обамы ключ к России лежит в Берлине ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

С.Чэрап и Э.Качинс: Мирное наступление России ("The International Herald Tribune", США)

Россия и Америка на перепутье ("The New York Times", США)

Обама и Россия ("Forbes", США)

* * * * * * * * * *

"Ты пугал - я пэрэдел..." (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Грузинские войска сражались храбро и умело (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Кремль, СМИ и права человека: (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Россия повисла на крюке (Общественная палата читателей ИноСМИ)