Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как нужно помогать банкам

Мир пережил немало масштабных банковских кризисов, и 'наука выживания' в этой ситуации проста

Как нужно помогать банкам picture
Как нужно помогать банкам picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Властям США не удается справиться с тяжелейшим банковским кризисом. Министерство финансов и Федеральная резервная система закачали в банковский сектор сотни миллиардов долларов - а реального результата нет. Так больше продолжаться не может

Friday, February 6, 2009; A17

Властям США не удается справиться с тяжелейшим банковским кризисом. Министерство финансов и Федеральная резервная система закачали в банковский сектор сотни миллиардов долларов - а реального результата нет. Так больше продолжаться не может.

Мир пережил немало масштабных банковских кризисов, и 'наука выживания' в этой ситуации проста. Главное правило: в условиях кризиса следует не 'изобретать велосипед', а действовать в соответствии с проверенными временем принципами - и без промедлений. В начале девяностых я жил в Швеции - как раз в это время страна пережила системный банковский кризис. Тогда Стокгольм во многом воспользовался опытом американцев в преодолении хаоса, воцарившегося в восьмидесятые в сберегательно-кредитной сфере, и для администрации Обамы он также был бы небесполезен.

Банковская система 'прокачивает' платежи через рыночную экономику - во многом подобно тому, как сердце гонит кровь по организму. Банковский кризис представляет собой серьезный сбой рыночного механизма. Он подрывает доверие. Когда банки рушатся, уверенность в дееспособности капиталистической системе может вернуть только государство. Все его действия должны быть направлены на быстрое восстановление доверия между кредиторами и заемщиками. Решается эта задача за счет установления четких принципов, транспарентности и притока капиталов.

Учитывая сказанное, администрации Обамы следует учесть следующие пять уроков:

Во-первых, необходимо выбрать четкие общие принципы. К сожалению, сталкиваясь с одной и той же проблемой, администрация Буша всякий раз изобретала новые решения: так было в случаях с Bear Stearns, Fannie Mae и Freddie Mac, Lehman Brothers, Merrill Lynch, AIG, Citigroup, и т.д. Это лишь еще больше подрывало доверие. С этим дилетантизмом по методу проб и ошибок пора кончать. Администрация Обамы должна разработать единую стратегию борьбы с последствиями кризиса.

Во-вторых, важнейшее значение имеет транспарентность. Ни один банк, считающий, что он оказался держателем большого объема безнадежных долговых обязательств, не станет выдавать новые кредиты, а сумма незадекларированных убытков в американской финансовой системе по самым острожным оценкам по-прежнему составляет до триллиона долларов. Чтобы восстановить доверие, правительство должно заставить банки сообщить обо всех имеющихся у них потенциально рискованных долговых обязательствах, и списать их. Проблема здесь не в переоценке активов по текущей рыночной стоимости, а в том, что большие объемы проблемных долгов скрываются. Чтобы такая оценка была объективной, ее следует поручить консультантам, не связанным с банками. Получив информацию о реальных цифрах, рынок вскоре 'нащупает дно', а это - необходимая предпосылка для оживления.

В-третьих, неоплачиваемые долги должны быть переведены в ведение отдельных юридических лиц - 'банков проблемных долгов', чтобы избавить обычные финансовые учреждения от этого бремени. Только после этого банки начнут снова выдавать кредиты. В ходе шведского кризиса все крупные банки - как 'здоровые', так и несостоятельные - создавали отдельные финансовые учреждения для работы с просроченными кредитами, поскольку управление такой задолженностью отличается от обычного банковского дела. В данном случае лучше, если этим занимаются специализированные небольшие банки, а не крупные финансовые учреждения общего профиля, поскольку работа с долгами требует больших затрат времени и энергии от управленческого персонала. Пока что ни одно финансовое учреждение США не создало банка для управления 'плохими' долгами, и кредитный рынок остается весьма ограниченным.

В-четвертых, рекапитализация имеет смысл только после 'очистки' банковских балансов. Иными словами средства, выделяемые в рамках 'Программы помощи держателям проблемных активов' в основном тратятся впустую. Как обычным банкам, так и тем, что специализируются на 'плохих' долгах, необходимо будет заместить часть потерянного капитала. Вероятно, правительству придется предоставить этот дополнительный капитал банкам, оказавшимся в наихудшем положении и перешедшим в собственность государства, а также временно оказывать помощь дееспособным, но ослабленным частным финансовым структурам. После очистки балансов банки снова обретут привлекательность в глазах инвесторов. В Швеции, к примеру, рекапитализация двух крупных банков была проведена силами их же акционеров, получивших в результате весьма солидную прибыль.

В-пятых, не стоит форсировать распродажу активов. Одна из ошибок, допущенных в ходе банкротства Lehman Brothers и 'спасения' AIG, заключалась в том, что оба эти учреждения заставили провести 'дешевую распродажу' значительной части активов. В Швеции банки, занимавшиеся проблемными долгами, напротив, продавали свои активы в течение нескольких лет, выручая за них приличные деньги и не усугубляя падения фондового рынка. В конечном итоге они даже получили небольшую прибыль. Лишь один из крупных шведских банков подвергся национализации; затем он был постепенно приватизирован с максимальной выгодой для государства. Хотя общие убытки финансового сектора составили как минимум 12% ВВП, займы, предоставленные в рамках государственной помощи, были полностью погашены банками. На сегодняшний день финансовые потери США куда серьезнее: по оценке Международного валютного фонда они достигают 16% ВВП.

В Швеции с банковским кризисом боролось правительство консерваторов во главе с Карлом Бильдом (Carl Bildt), нынешним министром иностранных дел. Оно стремилось не только спасти, но и обеспечить развитие системы частных банков, и выполнило эту задачу при минимальных бюджетных расходах.

Действия администрации Буша, напротив, убеждали рынок в том, что она руководствуется не общими принципами, а личными связями. Безнадежные долги продолжают висеть на шее у банков, придерживающих государственные средства, закачанные в финансовую систему. Большие объемы скрываемых 'плохих' долгов, словно раковая опухоль, душат всю банковскую систему, сводя к минимуму кредитование и подталкивая вниз котировки акций.

Разумный человек не станет швырять деньги в 'черную дыру'. Если администрация Обамы хочет преодолеть банковский кризис, ей надо действовать быстрее и с большей транспарентностью.

Андерс Аслунд - старший научный сотрудник Института международной экономики им. Петерсона (Peterson Institute for International Economics)

________________________________________

Андерс Аслунд: Кризис проверяет путиномику на прочность ("The Moscow Times", Россия)

Планета Земля - планете Уолл-Стрит: 'Тут уже народ собрался по вашу душу - с вилами и топорами' ("The Washington Post", США)

В 2009 г. мировой экономике придется туго ("The Wall Street Journal", США)

Америка на продажу? ("The Washington Times", США)

Задача N1 для Барака Обамы: переосмыслить капитализм ("The Times", Великобритания)

* * * * * * * * * * * * * * * *

Россия пыточная (Общественная палата читателей ИноСМИ)

В.Черномырдин: "Жизнь такая, загоришь. Самое главное - не пригореть" (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Виктор Суворов о "Главном виновнике" (Общественная палата читателей ИноСМИ)

Сильный доллар или мировая гиперинфляция (Общественная палата читателей ИноСМИ)