На прошлой неделе Владимир Путин согласился выделить еще по меньшей мере 400 миллиардов рублей двум ведущим государственным банкам, а заодно, возможно, и крупнейшим частным, одновременно призвав банки в ответ на это увеличить кредитование.
'Темпы роста кредитования реального сектора сегодня явно не достаточны. Следующая наша задача - увеличить эти темпы', - заявил он.
Банкиры уверяют, что они делают все возможное. Однако давление на них растет по мере того, как в России набирает обороты самый серьезный за последние 10 лет экономический кризис. Внутренние кредитные рынки фактически иссякли по причине нехватки рублевой ликвидности. Не помогли даже предоставленные правительством в прошлом году тем же самым государственным банкам субординированные займы на сумму 960 миллиардов рублей и выделенные избранной группе банков 3,5 триллиона рублей в виде кредитов без обеспечения.
Правительство также рассчитывает, что банки используют солидные объемы твердой валюты, накопленные ими и их клиентами во время управляемой девальвации рубля, проводившейся правительством, чтобы помочь рефинансировать 140 миллиардов долларов внешнего долга, которые должны выплатить российские компании в этом году.
Однако, по словам банкиров, кредитование - рублевое или долларовое - не сможет возобновиться в полном объеме, пока рубль не станет более стабильным. Одной из главных причин, ограничивающих кредитование и способствующих невозврату кредитов, стала проводившаяся правительством ступенчатая девальвация рубля. С лета он потерял треть своей стоимости, что сделало обмен рублей на доллары необычайно выгодным.
Большая часть закачанной правительством к настоящему моменту рублевой ликвидности была обменена на доллары, что привело к падению валютных резервов Центробанка, противостоявшего 'набегу' на национальную валюту, больше чем на 200 миллиардов долларов за шесть месяцев. 'Это были легкие деньги, - прокомментировал ситуацию высокопоставленный сотрудник западного банка, работающий в Москве. - Ничего глупее я в жизни не видел'.
В результате, по оценкам главы 'МДМ-Банка' - одного из крупнейших частных банков России - Олега Вьюгина, в распоряжении банков сейчас находятся около 80 миллиардов долларов, принадлежащих их клиентам. Московский инвестиционный банк 'Ренессанс Капитал' оценивает валютные резервы банков в 110 миллиардов долларов.
Попытки правительства ограничить объемы валюты, которая может скапливаться в банках, не возымели должного эффекта, считает глава Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. 'Зарубежные банки сразу же остановились, но российские продолжили играть против рубля через своих партнеров', - объяснил он.
Выгодность покупки долларов способствует увеличению числа безнадежных кредитов, - убежден Глеб Фетисов, возглавляющий комитет Совета Федерации по финансовым рынкам. 'Восемьдесят процентов российских компаний перевели свои рублевые счета в долларовые, - рассказывает он. - Они предпочитают даже не платить в должный срок налоги в рублях. Проще смириться с 36-процентным штрафом, чем упустить шанс приобрести доллары'.
Курс рубля, тем временем, уже неделю колеблется в районе установленного Центробанком порога в 41 рубль за бивалютную корзину из доллара и евро. На этой неделе он даже укрепился после того, как Центробанк начал ужесточать свою валютную политику. По мнению г-на Вьюгина, лучше всего сейчас было бы перейти к управляемому плавающему курсу, что дало бы возможность Центробанку вмешиваться без предупреждения и отпугивать спекулянтов и позволило бы рублю стабилизироваться.
'Компаниям также необходимо начать продавать твердую валюту, - считает г-н Аксаков. - Они не платят ни зарплат, ни налогов: они держат валюту'.
Банки, которым государство собирается впрыснуть ликвидность, все еще находятся под угрозой. Г-н Путин дал согласие на то, чтобы контролируемый государством банк ВТБ получил 200 миллиардов рублей в капитал первого уровня ('подушку' капитала, наличия которой требуют от банков регулирующие органы).
'В 2009 году ему будет насущно необходим капитал', - полагает аналитик 'Ренессанс Капитала' Дэвид Нэнгл (David Nangle). За третий квартал прошлого года ВТБ понес убытки в 363 миллиона долларов.
'Если банк вроде ВТБ быстро растет и не получает прибыли, капитал не восполняется', - заметил г-н Нэнгл.
Напротив, контролируемый государством сберегательный банк 'Сбербанк', который тоже может получить от правительства 500 миллиардов рублей в капитал первого уровня, все еще получает прибыль, и по этому, как утверждает г-н Нэнгл, меньше нуждается во впрыскивании капитала, чем ВТБ. На прошлой неделе г-н Путин сказал, что 'Сбербанк' может получить финансирование, но определенного плана выработано не было.
Как сообщил Financial Times вице-президент ВТБ Василий Титов, коэффициент достаточности капитала ВТБ составляет 16,9 процентов, что заметно выше установленного Центробанком 10-процентного порога. Однако он добавил, что банк привлекает дополнительный капитал, чтобы покрыть безнадежные кредиты, число которых возросло в этом году до 8-10 процентов.
___________________________________________
Беды рубля ("The Financial Times", Великобритания)
Русская рублетка ("The Financial Times", Великобритания)
Теперь и у России есть свой кредитный кризис ("The Independent", Великобритания)
Сизифов труд рубля ("La Tribune", Франция)
* * * * * * * * * * * *
Детский лепет о военных базах (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Майн Кампф" Владимира Ленина (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Превед от Медвед" или Кто виноват, тот и платит (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Скатерть-самобранка по-украински (Общественная палата читателей ИноСМИ)