Ежегодная Мюнхенская конференция по проблемам безопасности, прошедшая в конце прошлой недели, обычно производит на свет одну-две запоминающиеся речи, что помогает оформить международную сцену на год или на годы вперед. В 2007 году российский президент Владимир Путин задал на ней конфронтационный тон, выступив с воинственными нападками на Соединенные Штаты Америки за их властную внешнюю политику, главным образом, в отношении Ирака. А в начальный период правления президента Джорджа Буша в историю вошел вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney), который нажил себе массу врагов, назвав Германию и Францию "старой Европой". (Подразумевалось, что восточноевропейские и центральноевропейские страны - это "новая Европа". Такая роль им очень понравилась.) То, что говорят в Мюнхене, часто становится хорошим индикатором предстоящих событий.
В этот году запомнилось выступление вице-президента Джо Байдена (Joe Biden), который представил какое-то пугливое и медоточивое изложение внешнеполитического курса США. Самая запоминающаяся фраза в его речи была о взаимоотношениях между США и Россией. О стране, которая летом прошлого года напала на соседнее суверенное государство Грузию, и которая постоянно грозит своим соседям прекращением поставок энергоресурсов и прочими, еще более агрессивными действиями, Байден сказал так: "Последние несколько лет отмечены опасными тенденциями в отношениях между Россией и членами нашего альянса. Настало время перезагрузить кнопку и обратиться к тем многочисленным областям, в которых мы можем и должны сотрудничать".
Что ж, Байден известен своими, скажем так, красочными экспромтами. Но это была подготовленная речь, с которой он выступал от имени новой вашингтонской администрации. Поэтому такое странное заявление вряд ли могло быть оговоркой, даже отчасти. Видимо, Байден хотел сказать не "перезагрузить кнопку", что довольно бессмысленно, а "нажать кнопку перезагрузки", что на жаргоне программистов означает - стереть все написанное на доске. Поступить так - значит, по сути дела, подарить России добытые неправедным путем победы в Грузии. Он также пригласил Россию к более тесной интеграции в натовских структурах. На пресс-конференции, данной в понедельник вечером, и сам Обама пригласил Россию к сотрудничеству с Соединенными Штатами в деле оказания давления на Иран, чтобы тот сел за стол переговоров. Такое заявление выглядело бы смешным, если бы его автор не был столь плохо осведомлен.
Не менее тревожным в выступлении Байдена было то, что он не дал никаких обязательств по поводу противоракетной обороны в Европе. Имеется в виду так называемый "третий позиционный район", для которого в Чехии должна быть развернута радиолокационная станция, а в Польше 10 ракет-перехватчиков. Похоже, что администрация Обамы готова заключить с правительством России сделку о сокращении ядерных вооружений - возможно, в обмен на отказ от американской ПРО. Все это вызывает серьезную тревогу.
В целом Байден говорил так, будто во всем мире воцарился мир. Это излюбленное заблуждение европейцев. Российскую агрессивность замели под ковер. Ирану протянули руку, предложив начать переговоры по его ядерной программе в новом духе "взаимного уважения". Иранским муллам может быть предложен ряд стимулов, когда они будут готовы сесть за стол переговоров на тему отказа от своей ядерной программы. Что ж, поскольку сейчас миром правят свет и доброта, иранский режим несомненно отложит в стороны свои ядерные планы, не так ли?
Несмотря на то, что администрация Обамы ведет жесткие разговоры на тему Афганистана, которую Байден называет главным вопросом внешней политики, глобальная война с террором, по мнению США, сегодня подошла к концу. Борьба против радикалов-исламистов и террористов больше не является центральным моментом в американской внешней политике. Вместо этого Байден приглашает союзников США в Европе и мусульманский мир выступить заодно с Соединенными Штатами против "небольшой кучки экстремистов". Это радикальное отступление от монументальных усилий администрации Буша по обеспечению безопасности американцев от террористических атак. Нет сомнений в том, что в кругах "Аль-Каиды" такие слова будут восприняты с радостью.
На самом деле, Байден предложил осуществить перезагрузку внешней политики США по целому ряду международных вопросов. Во многих отношениях его речь стала сигналом полного разрыва с эпохой Буша, что вызвало настоящий восторг у европейской аудитории. Начало отношений между европейскими лидерами и администрацией Обамы было довольно неровным, поскольку ее лозунг "покупай американское" в рамках пакета экономического стимулирования на триллион долларов прозвучал для европейцев как оскорбление и нарушение международных торговых соглашений. Но теперь все как-то стабилизировалось. Задачей Байдена было успокоить кипящих от негодования европейцев, и в конце бесцветных разглагольствований вице-президента они буквально ели у него из рук. Что вызывает сожаление.
Хелли Дэйл - директор Центра внешнеполитических исследований имени Дугласа и Сары Эллисон (Douglas and Sarah Allison Center for Foreign Policy Studies) в фонде 'Heritage'.
_____________________________________
Царь Владимир и его 'толерантная тирания' ("New York Post", США)
Режим новый, а уловки в Мюнхене все те же ("The Financial Times", Великобритания)
Империю Россия потеряла, а новую роль для себя пока не нашла ("Los Angeles Times", США)
Россия и Америка на перепутье ("The New York Times", США)
* * * * * * * * * * * *
Детский лепет о военных базах (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Майн Кампф" Владимира Ленина (Общественная палата читателей ИноСМИ)
"Превед от Медвед" или Кто виноват, тот и платит (Общественная палата читателей ИноСМИ)
Скатерть-самобранка по-украински (Общественная палата читателей ИноСМИ)