Не успев перестроить внутренний экономический порядок своим законом о "стимулирующем воздействии", который может серьезно расширить власть и влияние американского государства, президент Барак Обама предлагает пакет изменений в отношении политики безопасности США, а также ряд программ, которые будут иметь прямо противоположный эффект. Если он преуспеет в обоих этих начинаниях, то "единственная в мире сверхдержава" превратится в ядерного импотента, что чревато катастрофическими последствиями.
Такое превращение станет тем более неожиданным и странным, что происходить оно будет на фоне наращивания ядерных арсеналов другими странами. Каждое второе ядерное государство модернизирует свои запасы, а самые опасные претенденты на вступление в данный клуб - Северная Корея и Иран - наращивают наступательный ракетный потенциал, и кроме того, стараются как можно быстрее стать обладателями ядерных боезарядов для их установки на этих ракетах.
Американский народ в большинстве своем ничего не знает о таком состоянии дел. Несомненно, люди ужаснулись бы, узнай они о том вызове здравому смыслу и о тех серьезных последствиях, которые может повлечь за собой в нынешних обстоятельствах разоружение Америки по методу Обамы.
Справедливости ради надо отметить: нынешний президент лишь унаследовал то, что можно назвать 17-летним замораживанием запасов ядерного оружия в США. С 1992 года в Соединенных Штатах не проводилось ни одного подземного испытания ядерного оружия. Не проводилась и модернизация арсенала. Мы допустили устойчивое сокращение финансовых вложений в научно обоснованную Программу управления ядерным арсеналом (Stockpile Stewardship Program), которая могла обеспечить безопасность, эффективность и надежность нашего ядерного оружия в условиях отказа от подземных испытаний.
Соблюдение ее строгих норм и стандартов было еще больше затруднено в связи с сопутствующим такому сокращению ассигнований массовым исходом квалифицированной рабочей силы, а также со все большим моральным старением и усиливающейся слабостью ядерного промышленного комплекса. Неудивительно, что руководители ядерных лабораторий в актах по результатам проверок нашего оружия все чаще высказывают свои сомнения по поводу того, как долго может сохраняться существующая сегодня ситуация.
Более того, после окончания "холодной войны" Соединенные Штаты Америки примерно на три четверти сократили количество состоявших в то время на вооружении ядерных зарядов. Сегодня мы имеем меньше тех 2200 единиц ядерного оружия, что нам разрешено иметь согласно условиям американо-российского договора, подписанного в 2002 году в Москве президентами Бушем и Путиным.
А сейчас президент Обама хочет снова сократить этот немногочисленный арсенал примерно до 500 боеготовых единиц ядерного оружия. Его административно-бюджетное управление не планирует модернизировать ни силы ядерного сдерживания, ни их ремонтные и производственные мощности. Администрация Обамы хочет быстро ратифицировать Договор о полном и всеобщем запрещении испытаний ядерного оружия, который в 1997 году был отвергнут сенатским большинством, и который в случае его принятия воспрепятствует проведению в будущем любых испытаний, необходимых для поддержания наших сил ядерного сдерживания.
В рамках согласованных попыток сближения с Кремлем Обама не только демонстрирует свою готовность отказаться от развертывания элементов противоракетной обороны, о чем уже удалось договориться с НАТО и странами их базирования - Польшей и Чехией. Он не только намекает на то, что готов уступить России власть над ее "ближним зарубежьем" (включая Грузию и Украину). Его представители дают понять, что хотят заключить сделку по контролю вооружений, которая узаконит такие драконовские сокращения, а также обеспечит продление и реализацию положений устаревшего договора СНВ-II.
На практике в результате применения правил подсчета согласно договору СНВ и реализации предложенных Обамой сокращений возникнет такая ситуация, когда оружие будет отнесено к различным платформам, и это по сути дела исключит возможность сохранения "триады" стратегических сил, которая служила нам так долго и так надежно. Одну, а возможно, и две составляющие этих сил сдерживания придется демонтировать.
В дополнение к этому администрация Обамы очевидно считает, что остающееся оружие стратегического назначения - по-видимому, ракеты на подводных лодках - надо будет вывести из режима постоянной боевой готовности. Она ошибочно полагает, что такой режим опасен. Будет крайне трудно, а то и невозможно проверить, насколько точно скрытные государства соблюдают такие положения о снижении уровня боеготовности. То же самое можно сказать и о запретах на ядерные испытания, и о некоторых других инициативах Обамы в области ядерных сокращений. Но мы сами в случае необходимости будем не в состоянии незамедлительно привести свое оружие в действие.
Совокупный результат таких шагов будет следующим: американский ядерный арсенал, выражаясь языком президента Рейгана, станет "бессильным и устаревшим". Конечно же, он никогда не думал о том, чтобы Соединенные Штаты пошли на такие меры в одностороннем порядке. И хотя наша антиядерная шайка-лейка все чаще вспоминает 40-го президента США (ее последняя кампания носит название "Глобальный ноль" и преследует безнадежно нереалистичную цель избавить планету от ядерного оружия) в связи с его общепризнанной нелюбовью к ядерному оружию, вряд ли кто-то больше чем он сделал для укрепления американских сил сдерживания. На самом деле, если бы Рейган в 80-е годы в рамках модернизации нашей ядерной триады не пошел на наращивание потенциала сдерживания, то мы сегодня были бы в значительной степени безоружными.
Трагический парадокс состоит в том, что цель администрации Обамы по ядерной денуклеаризации станет менее, а не более достижимой, если американские силы сдерживания будут ослаблены. Враги Америки получат геостратегические преимущества, наращивая свои ядерные арсеналы, в то время как наши преимущества будут исчезать одно за другим. Давние союзники США ощутят потребность в создании собственных ядерных сил, если американский "зонтик" прохудится и не будет больше надежно их защищать. Короче говоря, в перспективе у нас дальнейшее распространение, а не нераспространение.
Сегодня Обама рискует поставить с ног на голову проверенную временем концепцию Рейгана "мир через военную мощь". В результате может возникнуть ситуация, являющаяся испытанным средством для провоцирования войны. Речь идет о несостоятельном стремлении к миру через слабость США.
Фрэнк Гаффни-младший - президент Центра политики безопасности (Center for Security Policy) и обозреватель Washington Times.