Соединенные Штаты и Россия совершенно не обречены на столкновение. Их жизненные национальные интересы не противоречат друг другу. Более того, по некоторым вопросам они совпадают. Значит, пароксизма напряженности между Москвой и Вашингтоном, который в последние месяцы президентства Буша заставил вовсю говорить о 'новой холодной войне', легко можно избежать. В этом убеждены как Обама, так и его российские партнеры, Путин и Медведев. Но для того чтобы восстановить атмосферу доверия и полноценного сотрудничества, необходимо еще многое. Проанализируем причины.
С точки зрения Кремля (и российского Белого дома), необходимо, чтобы США признали за Россией статус великой державы и причитающееся ей право на собственную сферу влияния. В нее должно войти все, или почти все, бывшее советское пространство, а также более отдаленные территории стран, некогда называвшихся Третьим миром. Учитывая это требование, безоговорочной является новая архитектура общеевропейской безопасности, которая приблизительно соответствует границам Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
НАТО является одновременно устаревшей и опасной. Устаревшей, потому что является инструментом 'холодной войны'. Опасной - потому что сегодня ее партнеры из бывшей советской империи рассматривают альянс так, будто мы все еще живем в эпоху СССР - в качестве фактора защиты перед лицом агрессивной российской империи. Поэтому немыслимо расширить альянс за счет Украины и Грузии, которые, с точки зрения Москвы, входят, по крайней мере, большей частью, в ее сферу влияния. Более того, некоторые регионы, в особенности Крым, являются де-факто российскими.
Итак, для восстановления обоюдного доверия Москва требует от Вашингтона остановить расширение НАТО. И отказаться от установки противоракетных баллистических систем в Польше и Чехии, поскольку, по мнению Путина и Медведева, они имеют исключительно антироссийскую направленность. Взамен российские лидеры предлагают сотрудничество в Афганистане (прежде всего в том, что касается путей снабжения союзников), а также в переговорах с Ираном, помимо готовности обсуждать значительное сокращение, если не уничтожение стратегических арсеналов.
По мнению Обамы, Россия не является врагом. Более того, она - потенциальный, но не совсем надежный партнер. С его прагматической точки зрения, русские нужны для того, чтобы вывести американские войска из ближневосточного лабиринта, для того, чтобы спасти лицо и, прежде всего, обеспечить безопасность США в Афганистане/Пакистане. Конечно, российская псевдодемократия беспокоит, как и недостаточная прозрачность механизмов принятия решений. Но, учитывая все проблемы, с которыми Обаме придется столкнуться дома и на глобальном уровне, добавлять к их длинному списку еще и случай России не представляется необходимым.
Посмотрим, насколько прочно сможет утвердиться как в Москве, так и в Вашингтоне прагматический подход, основанный на реалистичной оценке интересов. Яд прошлого продолжает отравлять обоюдное восприятие. Для США повторное открытие досье, которое считалось исчерпанным после победы в холодной войне, означает болезненный опыт по пересмотру вердиктов, не подлежащих обжалованию. Но как для одних, так и для других, альтернативы сотрудничеству, конечно, менее привлекательны и значительно более дорогостоящи, с какой стороны ни посмотри.