Барак Обама попал в Белый дом на волне поддержки пользователей интернета, поэтому есть смысл воспользоваться всемирной паутиной как инструментом дипломатии. Его госсекретарь Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) уже говорила об этом в начале месяца. "На мой взгляд, несомненно то, что мы пока лишь едва коснулись поверхности тех возможностей, которые можем использовать для общения с людьми во всем мире, - заявила она 4 февраля на встрече в столице, - мне кажется, что мы впустую теряем время, деньги и возможности, потому что не готовы эффективно общаться с внешним миром - с миром бизнеса и с людьми".
Клинтон права, проявляя энтузиазм в отношении инструментов Web 2.0. Они дают возможность отстаивать демократию в странах, которые в настоящее время доставляют крупные неприятности Соединенным Штатам - в первую очередь, в Иране, Китае и России. Но сделать это будет непросто. Тегеран, Пекин и Москва уже действуют в интернете, а в последние месяцы они активизировали кампании по манипулированию общественным мнением у себя дома.
То распространение взглядов и идей, о котором говорит Клинтон, может дать значительную отдачу. На пике войны в Газе израильское министерство по абсорбции иммигрантов провело кампанию по вербовке целой "армии блоггеров", состоящей из израильтян-полиглотов, чтобы те боролись с антиизраильскими настроениями на иностранных сайтах, вещающих на английском, немецком, испанском, португальском, русском и французском языках. Согласно сообщениям газеты Haaretz, после регистрации в министерстве эти волонтеры получили направление на сайты, которые власти посчитали "проблемными". Добровольцы могли даже регистрироваться для участия в коллективных действиях "по тревоге", реагируя на определенные статьи и опросы.
Если правительство США пойдет таким же путем, вполне логично предположить, что страны, на которые будут нацелены его действия, предпримут меры по противостоянию данной интервенции. Возможно, американские лидеры думают, что миллионы россиян, китайцев и иранцев, общающихся в последние годы в режиме "онлайн", стремятся узнать западную точку зрения. Однако власти этих стран в настоящее время уже хорошо подготовлены к тому, чтобы использовать данную тенденцию к собственной выгоде.
Российский президент Дмитрий Медведев заявил, что его администрация не собирается вводить цензуру в интернете. Но вполне вероятно, вызвано это тем, что она нашла нечто более эффективное, научившись им манипулировать. Кремль пользуется услугами частной компании New Media Stars, которую создал 29-летний депутат Думы Константин Рыков. В новую медиа-империю Рыкова входят новостные сайты, сайт сторонников Владимира Путина (zaputina.ru), онлайновые игры и телеканал прокремлевской направленности в интернете. Пробраться через эти лабиринты пропаганды в попытке эффективно разместить проамериканские сообщения и взгляды будет трудно даже искушенному в вопросах всемирной паутины госдепартаменту.
В Китае центральные и местные власти начали поощрять создание свободных социальных сетей Netizens - или этаких "интернет-граждан" для пропаганды государственной идеологии путем поиска и противодействия диссидентским взглядам в интернете. Эта практика настолько хорошо прижилась, что поддерживаемых властями комментаторов называют теперь "партией 50 центов" (из-за тех крошечных зарплат, которые они получают за свою работу в сети). Гонконгская газета Apple Daily считает, что численность этой "партии 50 центов" составляет 280000 человек. Особое давление испытывают популярные интернет-порталы и новостные вебсайты. По словам исследователя средств массовой информации из университета Гонконга Дэвида Бандурски (David Bandurski), к самым важным из них предъявляется требование нанимать собственных блоггеров-комментаторов для противодействия антиправительственным комментариям, которыми граждане сопровождают появляющиеся статьи.
К изучению кибернауки приступили и иранские клерикалы. Когда в начале десятилетия в Иране стал распространяться интернет, духовные наставники пытались поначалу контролировать онлайновую активность своих юных учеников и пропагандировать использование интернета в основном для изучения религии. Когда сеть стала более доступной, такая методика оказалась несостоятельной. В последнее время в иранском киберпространстве современная политика страны разъясняется во всей ее сложности и многообразии, а различные фракции и группировки - религиозные, полувоенные и светские - борются в интернете за влияние. Чтобы не отставать от прогресса, правительство и религиозные институты нанимают армии блоггеров, чтобы те проталкивали их точку зрения. (Новейшим этапом этих информационных войн стало решение одного из подразделений печально известного Корпуса стражей иранской революции запустить 10000 блогов для противодействия конкурирующим с ними светским и религиозным шиитским организациям.) В результате получилась настоящая какофония голосов враждующих религиозных фракций. Эксперт по иранской блогосфере из гарвардского Центра Беркмана (Berkman Center) Джон Келли (John Kelly) обнаружил, что в прошлом году доля религиозных сайтов среди 5000 самых популярных иранских блогов выросла с 16 процентов до 31.
Что все это может значить для перспектив дипломатии в киберпространстве? Многие государства манипулируют интернетом, умело используя его в собственных интересах - и в то же время, не отказываясь от старомодной тактики, например, от арестов блоггеров, которых бросают за решетку. Это говорит о том, что людям, надеющимся по дешевке воспользоваться всемирной паутиной для продвижения идей демократии и американских идеалов, предстоит суровая борьба. Пожалуй, из-за интернета работать им станет намного труднее.