Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Если Европа хочет соответствовать духу времени, ей нужен председатель

Многие из тех, кто хочет появления сильного лидера, уповают на Тони Блэра

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда Генри Киссинджер сделал свое знаменитое колкое замечание "когда мне надо позвонить в Европу, я не могу найти ее телефонный номер", он этими словами выразил свое разочарование отсутствием в Европе решительного руководства, что порой очень характерно для Евросоюза

Когда Генри Киссинджер (Henry Kissinger) сделал свое знаменитое колкое замечание "когда мне надо позвонить в Европу, я не могу найти ее телефонный номер", он этими словами выразил свое разочарование отсутствием в Европе решительного руководства, что порой очень характерно для Евросоюза. По той же самой причине Гордону Брауну приходится постоянно летать в Брюссель на встречи с лидерами европейских стран. Вчера был внеочередной саммит ЕС по вопросам экономического кризиса. Состоялся он после прошедшего на прошлой неделе в Берлине похожего совещания - но масштабом поменьше. В предстоящие недели ему опять придется лететь на континент - на очередной мартовский саммит и еще на две встречи в мае.

Эти визиты происходят в момент, когда финансовый кризис подчеркивает важность европейского сотрудничества, а также порождает вопросы о самоорганизации Евросоюза. В Европе звучат призывы к созданию единого постоянного руководящего органа - в отличие от действующей сегодня системы, в рамках которой председательство в Евросоюзе переходит от одной страны-члена к другой каждые полгода. Такие перемены, происходящие раз в шесть месяцев, почти не оставляют времени на реализацию инициатив, а также накладывают чрезмерную нагрузку на чиновничьи аппараты небольших государств. Постоянный руководитель в Европейском совете министров обеспечил бы большую преемственность и более надежное руководство.

Такое предложение не отличается новизной. Оно уже фигурировало в оклеветанном многими, но столь необходимом Лиссабонском договоре, ратифицированном 25-ю из 27 стран-членов. Хотя непринятие этого договора не мешает деятельности ЕС, содержащиеся в нем положения о реформе системы управления в отдаленной перспективе помогли бы обеспечить более эффективное и бесперебойное функционирование Евросоюза.

Наблюдающие за деятельностью Брюсселя указывают на то, что председательство Франции в ЕС во второй половине 2008 года стало поворотным моментом в спорах на данную тему. Президент Саркози с присущим ему динамизмом руководителя выдвинул на передний план необходимость европейского лидерства на мировой арене, сыграв ключевую роль в решении целого ряда проблем.

Во-первых, Саркози подготовил эффективный ответ Европы на финансовый кризис. При помощи Гордона Брауна он организовал выкуп европейских банков и создал систему гарантий сбережений. Затем он убедил президента Буша провести в ноябре прошлого года в Вашингтоне важную встречу "двадцатки". В декабре Саркози на полную мощь включил свой дар убеждения на саммите Европейского совета, когда велось согласование скоординированного пакета финансового стимулирования на 200 миллиардов евро.

В то время как некоторые страны-члены пытались выхолостить обязательства ЕС в области климатических изменений, объясняя это чрезмерной экономической нагрузкой, Саркози действовал очень оперативно и сумел их отстоять. Далее, он добился заключения новой сделки по Лиссабонскому договору, в рамках которой отвергшая этот договор Ирландия будет вновь голосовать по нему в октябре.

Саркози также сыграл конструктивную роль в разблокировании ситуации в "горячих точках" за пределами границ ЕС. Он возглавил усилия Европы по урегулированию спора между Россией и Грузией в августе прошлого года. Он вновь проявил свои дипломатические таланты во время конфликта в Газе, который разразился в декабре. В отличие от активной роли Франции на посту председателя, Чехия в период своего председательства проявила явное отсутствие лидерских качеств, и своими противоречивыми заявлениями лишь внесла путаницу в управление.

Даже президент Чехии Вацлав Клаус (Vaclav Klaus), известный своим евроскептицизмом, признал, что небольшие государства сталкиваются с серьезными трудностями во время своего председательства в ЕС. В интервью, данном в октябре прошлого года, Клаус сказал: "Вы знаете, никто даже не заметил, как Словения председательствовала в ЕС в первой половине года, потому что страна эта не обладает той политической силой, которая нужна, чтобы влиять хоть на что-то. Ситуация с Чехией будет такой же". И напротив, дипломаты просто не успевали за сверхэнергичным Саркози, который, говоря словами одного отставного дипломата из британского МИДа, "заставил людей серьезно задуматься над характером председательства в ЕС". Среди политиков и в общественном мнении увеличивается тяга к назначению на этот пост постоянной и хорошо всем известной фигуры. Как показал проведенный в прошлом году опрос, три четверти людей, опрошенных во Франции, Италии и Испании, считают, что пост председателя в ЕС следует отдать авторитетному человеку высокого ранга. Эту мысль поддержали 50 процентов опрошенных в Британии. Более того, многие из тех, кто хочет появления сильного лидера, уповают на Тони Блэра.

Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу (Jose Manuel Barroso) прекрасно выполнял свои обязанности, умело направляя корабль ЕС в неспокойных водах. Но пришло время совету министров Евросоюза, который служит интересам стран-членов, получить своего собственного постоянного председателя. Эффективно действующий председатель может во многом усилить роль стран-членов ЕС, ослабив тем самым главные опасения критиков.

В условиях, когда брошенные нам вызовы приобретают все более глобальный характер, европейское лидерство будет играть ключевую роль. Если мы хотим, чтобы ЕС эффективно противостоял экономическому спаду, изменениям климата и самым последним спорам в международных делах, нам надо дать ему нового председателя.

Роланд Радд - председатель независимой коалиции лидеров бизнеса Business for New Europe