Когда Генри Киссинджер (Henry Kissinger) сделал свое знаменитое колкое замечание "когда мне надо позвонить в Европу, я не могу найти ее телефонный номер", он этими словами выразил свое разочарование отсутствием в Европе решительного руководства, что порой очень характерно для Евросоюза. По той же самой причине Гордону Брауну приходится постоянно летать в Брюссель на встречи с лидерами европейских стран. Вчера был внеочередной саммит ЕС по вопросам экономического кризиса. Состоялся он после прошедшего на прошлой неделе в Берлине похожего совещания - но масштабом поменьше. В предстоящие недели ему опять придется лететь на континент - на очередной мартовский саммит и еще на две встречи в мае.
Эти визиты происходят в момент, когда финансовый кризис подчеркивает важность европейского сотрудничества, а также порождает вопросы о самоорганизации Евросоюза. В Европе звучат призывы к созданию единого постоянного руководящего органа - в отличие от действующей сегодня системы, в рамках которой председательство в Евросоюзе переходит от одной страны-члена к другой каждые полгода. Такие перемены, происходящие раз в шесть месяцев, почти не оставляют времени на реализацию инициатив, а также накладывают чрезмерную нагрузку на чиновничьи аппараты небольших государств. Постоянный руководитель в Европейском совете министров обеспечил бы большую преемственность и более надежное руководство.
Такое предложение не отличается новизной. Оно уже фигурировало в оклеветанном многими, но столь необходимом Лиссабонском договоре, ратифицированном 25-ю из 27 стран-членов. Хотя непринятие этого договора не мешает деятельности ЕС, содержащиеся в нем положения о реформе системы управления в отдаленной перспективе помогли бы обеспечить более эффективное и бесперебойное функционирование Евросоюза.
Наблюдающие за деятельностью Брюсселя указывают на то, что председательство Франции в ЕС во второй половине 2008 года стало поворотным моментом в спорах на данную тему. Президент Саркози с присущим ему динамизмом руководителя выдвинул на передний план необходимость европейского лидерства на мировой арене, сыграв ключевую роль в решении целого ряда проблем.
Во-первых, Саркози подготовил эффективный ответ Европы на финансовый кризис. При помощи Гордона Брауна он организовал выкуп европейских банков и создал систему гарантий сбережений. Затем он убедил президента Буша провести в ноябре прошлого года в Вашингтоне важную встречу "двадцатки". В декабре Саркози на полную мощь включил свой дар убеждения на саммите Европейского совета, когда велось согласование скоординированного пакета финансового стимулирования на 200 миллиардов евро.
В то время как некоторые страны-члены пытались выхолостить обязательства ЕС в области климатических изменений, объясняя это чрезмерной экономической нагрузкой, Саркози действовал очень оперативно и сумел их отстоять. Далее, он добился заключения новой сделки по Лиссабонскому договору, в рамках которой отвергшая этот договор Ирландия будет вновь голосовать по нему в октябре.
Саркози также сыграл конструктивную роль в разблокировании ситуации в "горячих точках" за пределами границ ЕС. Он возглавил усилия Европы по урегулированию спора между Россией и Грузией в августе прошлого года. Он вновь проявил свои дипломатические таланты во время конфликта в Газе, который разразился в декабре. В отличие от активной роли Франции на посту председателя, Чехия в период своего председательства проявила явное отсутствие лидерских качеств, и своими противоречивыми заявлениями лишь внесла путаницу в управление.
Даже президент Чехии Вацлав Клаус (Vaclav Klaus), известный своим евроскептицизмом, признал, что небольшие государства сталкиваются с серьезными трудностями во время своего председательства в ЕС. В интервью, данном в октябре прошлого года, Клаус сказал: "Вы знаете, никто даже не заметил, как Словения председательствовала в ЕС в первой половине года, потому что страна эта не обладает той политической силой, которая нужна, чтобы влиять хоть на что-то. Ситуация с Чехией будет такой же". И напротив, дипломаты просто не успевали за сверхэнергичным Саркози, который, говоря словами одного отставного дипломата из британского МИДа, "заставил людей серьезно задуматься над характером председательства в ЕС". Среди политиков и в общественном мнении увеличивается тяга к назначению на этот пост постоянной и хорошо всем известной фигуры. Как показал проведенный в прошлом году опрос, три четверти людей, опрошенных во Франции, Италии и Испании, считают, что пост председателя в ЕС следует отдать авторитетному человеку высокого ранга. Эту мысль поддержали 50 процентов опрошенных в Британии. Более того, многие из тех, кто хочет появления сильного лидера, уповают на Тони Блэра.
Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу (Jose Manuel Barroso) прекрасно выполнял свои обязанности, умело направляя корабль ЕС в неспокойных водах. Но пришло время совету министров Евросоюза, который служит интересам стран-членов, получить своего собственного постоянного председателя. Эффективно действующий председатель может во многом усилить роль стран-членов ЕС, ослабив тем самым главные опасения критиков.
В условиях, когда брошенные нам вызовы приобретают все более глобальный характер, европейское лидерство будет играть ключевую роль. Если мы хотим, чтобы ЕС эффективно противостоял экономическому спаду, изменениям климата и самым последним спорам в международных делах, нам надо дать ему нового председателя.
Роланд Радд - председатель независимой коалиции лидеров бизнеса Business for New Europe