'Доверяй, но проверяй', - именно этим принципом руководствовался Рональд Рейган (Ronald Reagan) во взаимодействии с Советским Союзом, работая над контролем над вооружениями во времена 'холодной войны'. Таким образом, он подчеркивал надежду на укрепление связей, но в то же время указывал на ограничения. С тех пор сменилось четыре президента, но эта формула все так же актуальна - даже сейчас, когда Вашингтон пытается начать разговор с Москвой с чистого листа.
В пятницу министр иностранных дел России Сергей Лавров встречается в Женеве с госсекретарем Хилари Клинтон (Hillary Clinton). Сейчас отношения между Россией и США находятся в самой нижней точке с тех пор, как в 1991 году распался Советский Союз, и, несомненно, настало время, как месяц назад выразился на мюнхенской конференции по безопасности вице-президент Байден (Biden), 'нажать кнопку перезагрузки'.
Основная вина за охлаждение между странами лежит на путинской России. Кремль ограничивает политические и гражданские свободы и ведет войны - как экономические, так и настоящие - в 'ближнем зарубежье'. Кроме того своей демагогией он настраивает россиян против Запада.
Однако США и их союзники тоже не безгрешны. Впрочем, в их случае ошибка связана не с принципами, а с пиаром - они расширяли НАТО и Европейский Союз слишком быстро, и это обеспокоило Россию, заставив Москву защищаться, а потом и нападать.
'Вторая холодная война' привела к серьезным и нежелательным последствиям. Угрозам, представляющим обоюдную важность - ядерному Ирану, возвращению 'Талибана', энергетической незащищенности, торговле ядерными материалами и другим вопросам, связанным с вооружениями - уделялось недостаточно внимания, а иногда их обсуждение даже саботировалось.
Помочь восстановить связи, чего по собственным заверениям хотела бы и Москва, могут несколько факторов.
Во-первых, готовность обеих сторон к новому раунду переговоров о ядерных вооружениях, что должно стать главной темой пятничной встречи. Это удобная тема, которая, к тому же, позволит России утвердить свое положение сверхдержавы. В прошлом процесс подобных переговоров позволил постепенно добиться доверия, которое, в свою очередь привело к прогрессу в области прав человека.
Следующий фактор - изменение тона США. Когда г-н Байден представлял в Мюнхене новую внешнюю политику, особенно радостно было принято как европейскими союзниками, так и Москвой его стремление 'слушать и советоваться'. Готовность пересмотреть серьезно раздражающие Россию планы по размещению направленного против Ирана 'противоракетного щита' в Польше и Чехию также пошла бы на пользу.
С другой стороны, тон Москвы может изменить экономический кризис, навязавший ей определенное смирение.
В Вашингтоне кое-кто даже считает, что расширение коммерческих связей с Россией могло бы помочь постепенно достичь партнерства. Это может сработать, однако по такому пути пошла Германия, и Москва отплатила Берлину, сделав его заложником своего газового спора с Украиной.
В этом и кроются ограничения для 'перезагрузки'. Возможно ли строить партнерство, если одна из сторон прибегает к диктату и выкручиванию рук во внутренней и внешней политике, а вторая ценит демократические методы убеждения? Как справедливо подчеркивает команда Обамы, такие вопросы, как суверенитет или свобода выбирать союзников (читай: Грузия и Украина) - не предмет для обсуждения.
В конечном счете, следует помнить, что, хотя Россия - не Советский Союз, ее 'управляемая демократия' далека от демократии. Открытость команды Обамы в отношениях с Москвой похвальна. Но ей не следует закрывать глаза на возможное развитие событий.