Вчера появились сообщения о том, что президент США Барак Обама направил российскому руководителю Дмитрию Медведеву письмо, в котором сообщает, что Соединенные Штаты откажутся от создания системы противоракетной обороны в Польше в обмен на согласие России не поддерживать иранские программы по созданию ядерного оружия и баллистических ракет. А министр обороны Роберт Гейтс (Robert Gates), выступая на прошлой неделе в Кракове, заявил коротко и ясно: "Если не будет иранской ракетной программы, то не будет и необходимости в ракетных установках".
Спенсер Акерман (Spencer Ackerman), среди прочих, сделал предположение о том, что это будет сделка по принципу quid pro quo, или "нечто за нечто" - то есть, Иран за ПРО. Но такой принцип означает, что США откажутся от чего-то ценного в обмен на действия русских.
Однако все получается совсем не так. Администрация Обамы не очень-то ценит ПРО, а Россия не в состоянии положить конец иранским программам создания ядерного оружия и баллистических ракет. На самом деле, это предложение является попыткой перезагрузить взаимоотношения между США и Россией, более или менее уравняв шансы двух стран на игровом поле.
Администрация Обамы вряд ли пойдет на создание щита противоракетной обороны в Восточной Европе, даже если России не удастся остановить Иран. Отсутствие энтузиазма в отношении ПРО просматривалось у Обамы на протяжении всей его избирательной кампании, что заставило президента Буша "зафиксировать" договоренности по противоракетной обороне с Чехией и Польшей.
Если бы Обама всерьез относился к плану такого обмена ПРО на российскую помощь с Ираном, он не стал бы в течение последних нескольких месяцев делать намеки на отказ от этой программы. Наоборот, он постарался бы убедить русских в том, что очень дорожит системой ПРО. А так Медведев и премьер-министр Владимир Путин прекрасно понимают, что добьются от Америки уступок по противоракетной обороне, не идя ни на какие встречные уступки с Ираном.
Далее, представление о том, что Россия может помешать Ирану в создании ядерного оружия и баллистических ракет, также вызывает большие сомнения. Иран в состоянии стать обладателем ядерной бомбы и ракет большой дальности и при помощи России, и без нее. Прочные торговые связи между Россией и Ираном, а также техническое содействие Москвы в реализации иранской ядерной программы гражданского назначения, конечно, могут ускорить процесс осуществления планов по созданию ядерного оружия. Но это не является непреложной предпосылкой для их осуществления. Следовательно, максимум, что может предложить Россия, это затормозить осуществление иранских программ создания ядерного оружия и баллистических ракет, но не ликвидировать их полностью.
Это должны знать обе стороны, как российская, так и американская. Таким образом, данное письмо имеет меньше отношения к ПРО, а больше является попыткой начать "перезагрузку" в отношениях США и России. Обама этим письмом пытается отдать дань уважения Москве, которое зачастую напрочь отсутствовало в годы правления Буша.
Отношение Буша к России в этом вопросе основывалось на идее о том, что США имеют право создавать систему противоракетной обороны, а Россия не вправе поддерживать торговые отношения с Ираном, которые могут облегчить его усилия в создании ядерного оружия. Иными словами, США были вполне легитимным актером на международной сцене, а Россия вела себя плохо, и ее следовало приструнить.
С другой стороны, предложение сделки "услуга за услугу" означает, что Россия и Соединенные Штаты действуют на равных условиях, хотя это и не обязательно должно быть так. Это верно вне зависимости от того, подразумевает ли данное предложение принесение в жертву драгоценных целей американской внешней политики или нет.
Письмо Обамы Медведеву не является предложением "нечто за нечто", но оно представляет собой новаторскую попытку улучшения американо-российских взаимоотношений. Отказ от ПРО это обоюдовыгодный шаг как для США, так и для России, и Обама пытается использовать эту обоюдную выгоду в качестве базы для налаживания отношений по всему спектру.
Хотя в отношениях между Москвой и Вашингтоном сохраняются серьезные проблемы (не последнее место среди них занимают авторитарные тенденции в России и ее взаимоотношения с ближним зарубежьем), данная попытка на самом деле демонстрирует, что Обама будет относиться к России и к связям с ней иначе, чем администрации Буша и Клинтона.