Администрация Обамы готовит масштабный пакет инициатив, цель которых - поставить шаткие взаимоотношения между США и Россией на более прочную основу. По словам представителей администрации, среди этих инициатив начало уже этой весной переговоров по контролю стратегических вооружений, возобновление работы бездействующего Совета Россия-НАТО, а также возможный пересмотр Соединенными Штатами планов развертывания системы противоракетной обороны в Восточной Европе.
Данные предложения, которые президент Обама планирует представить российскому руководителю Дмитрию Медведеву во время их первой встречи в апреле, также будут включать меры расширения экономического сотрудничества.
Администрация надеется, что предложения о новых всесторонних отношениях на стратегической основе будут способствовать тому, чтобы Россия оказала США больше содействия в достижении их целей в Афганистане и Иране. В то же время, Белый дом стремится дать Медведеву шанс проявить себя самостоятельным политиком в американо-российских отношениях, в которых на протяжении последнего десятилетия доминировал бывший президент и нынешний премьер-министр России Владимир Путин.
Но пока команда Обамы по вопросам национальной безопасности пытается в кратчайшие сроки составить этот пакет инициатив, официальные лица демонстрируют неуверенность по поводу того, как данные предложения будут восприняты. Обмен публичными высказываниями и частными посланиями между Обамой и Медведевым за последние пять недель вызывает у администрации оптимизм, но она не уверена в том, что российский президент захочет и сможет пойти на соответствующие шаги.
Пока правительства обеих стран делают заявления общего характера, и каждое из них прощупывает своего партнера, подталкивая его к действиям по существу. Медведев вчера сказал, что рассуждения о противоракетной обороне, содержащиеся в пространном письме Обамы, полученном им в прошлом месяце, вызвали у него разочарование, и что он ожидает от американского президента более "конкретных предложений", когда они встретятся 2 апреля в Лондоне на экономическом саммите.
Обама вчера опроверг сообщения СМИ о том, что его письмо, ставшее ответом на послание Медведева, содержит предложение об отказе от развертывания элементов противоракетной обороны вблизи российской границы на территории Польши и Чехии в обмен на содействие Москвы в прекращении иранской ядерной программы. Он заявил, что просто повторил прежнее, звучавшее открыто заявление о том, что ликвидация иранской угрозы приведет к устранению необходимости защищаться от нее.
Обама сказал, что в своем послании Медведеву он коснулся "целого ряда вопросов - от распространения ядерного оружия до того, как нам решать комплекс общих проблем терроризма и безопасности вдоль афганской границы". "Я надеюсь, что мы сможем наладить конструктивные взаимоотношения в тех областях, в которых мы в состоянии продвигаться вперед на основе взаимного уважения и общих интересов", - заявил президент США.
Несмотря на то внимание, которое уделяется противоракетной обороне, самая неотложная задача администрации заключается в том, чтобы создать группу переговорщиков для начала работы над новым договором о сокращении стратегических вооружений. Он должен прийти на смену соглашению с Москвой от 1991 года, поскольку срок действия этого договора заканчивается в текущем году. Обама выражает активную поддержку идее дополнительных и значительных сокращений, однако называть конкретные цифры он воздерживается. Русские, скорее всего, предпочли бы относительно медленный процесс дополнительных сокращений, но обе стороны с нетерпением ждут того, чтобы как-то начать это движение.
Медведев во время визита в Испанию на этой неделе в своих выступлениях коснулся также и ряда других вопросов. "Что касается нашей работы по Афганистану, - сказал он, - то хотел бы сказать, что мы заинтересованы не в прекращении этой работы, а в ее активизации. ... Насколько я понимаю, новый президент Соединенных Штатов поставил эту задачу в число важнейших внешнеполитических приоритетов. Мы разделяем такой подход". Вчера правительство России проинформировало посольство США в Москве, что первая партия американских грузов, направленных в Афганистан через территорию России в соответствии с новым соглашением, доставлена на границу с Казахстаном.
Некоторые эксперты говорят, что администрация может испытать разочарование от несговорчивости России в решении соответствующих вопросов. Другие же критикуют Обаму за его чрезмерную, как они считают, готовность идти на уступки. Москва "будет использовать наше стремление понизить температуру" в таких вопросах, как стремление России к гегемонии на постсоветском пространстве, к своей собственной выгоде, заявил Роберт Каган (Robert Kagan) из Фонда Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace).
Как говорят официальные лица и неправительственные эксперты, ответ России на американский пакет предложений будет зависеть от нескольких неосязаемых условий. В ситуации, когда усиливаются волнения в обществе из-за ухудшения экономических условий в России - а среди них произошедшие в прошлом месяце в западном (так в тексте - прим. перев.) городе Владивостоке беспорядки, заставившие власти направить туда отряды милиции особого назначения, правительство просчитывает различные варианты. Оно думает, как лучше реагировать на социальную напряженность - обвинять Запад или искать у него политической и экономической поддержки. Путин и прочие высокопоставленные российские руководители проводят параллели между ростом внутренней оппозиции в России и поддержанными Западом "революциями", приведшими к возникновению прозападных правительств в Грузии и на Украине.
Второе соображение - это пока еще не прояснившийся до конца характер властных полномочий и взаимоотношений между Путиным и Медведевым, который является его лично отобранным преемником. Администрация Обамы полагает, что у нее больше шансов на долгосрочное сближение с Медведевым, которого она считает представителем нового, посткоммунистического поколения России, в то время как Путин был членом КПСС и агентом КГБ.
"Все зависит от их внутриполитических оценок, - говорит посол Германии в Соединенных Штатах Клаус Шариот (Klaus Scharioth), - я думаю, никто из нас в действительности ничего о них не знает". По его словам, Россия в прошлом месяце подала несколько "позитивных сигналов" на Мюнхенской конференции по проблемам безопасности, где вице-президент Байден заявил, что администрация Обамы намерена "нажать кнопку перезагрузки" в отношениях с Москвой. В прошлом году эти отношения резко ухудшились. Вместе с тем, говоря о реакции России, Шариот отметил, что с ее стороны не было никаких заявлений, "ни да, ни нет, а только некие позитивные звуки".
Совет Россия-НАТО, являющийся проверенной площадкой для сотрудничества между Востоком и Западом, прошлым летом приостановил свою деятельность в связи с российским вторжением в Грузию. Но не исключено, что на встрече министров иностранных дел стран-членов НАТО на этой неделе его работа будет возобновлена. Госсекретарь США Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) в рамках этой встречи проведет свои первые переговоры с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым.
НАТО и администрация Обамы надеются на то, что активная деятельность этого совета ослабит стремление России к созданию своей региональной "сферы влияния". Главные игроки НАТО из Европы, включая Германию, очень хотят перешагнуть через возникшее в прошлом году обострение из-за грузинского конфликта и из-за российских протестов по поводу планов включения в североатлантический альянс Грузии и Украины. Они хотели бы ясно показать Москве, что обеим странами еще долгие годы дорога в НАТО будет закрыта. И администрация Обамы, в отличие от его предшественника в Белом Доме, тихо с этим соглашается.
Она также проявляет готовность рассмотреть вопрос о противоракетной обороне в рамках Совета Россия-НАТО. Данный шаг наверняка натолкнется на протесты со стороны Польши и Чехии, которые являются членами альянса и считают, что выбор их территорий для развертывания элементов ПРО станет их страховкой от усиления российского влияния.
Хотя вчера Обама заявил о своей готовности взаимодействовать с Россией по "общим проблемам безопасности", он тут же поспешил заметить, что любые изменения планов американской противоракетной обороны "ни в коей мере ... не ослабят" поддержку Соединенных Штатов Польше и Чехии в военной сфере.
Свой материал для статьи предоставил Филип Пэн (Philip P. Pan).