Редко имеет смысл прерывать диалог - даже в том случае, когда другая сторона ведет себя неподобающе. С августа месяца НАТО временно прекратила все официальные контакты с Москвой, отказавшись от проведения заседаний Совета Россия-НАТО. Причина вполне понятна. Вторжение России в Грузию вышло далеко за рамки ее утверждений о том, что она защищает Южную Осетию от грузинских попыток вновь взять под свой контроль отколовшуюся территорию. НАТО должна была показать Москве, что не допустит российской гегемонии на всем постсоветском пространстве.
Однако за семь месяцев молчания пришлось заплатить. Во многих трудноразрешимых мировых проблемах Россия играет крайне важную роль. Ее голос в Совете Безопасности ООН имеет большое значение при принятии решений по самым разным вопросам - будь то Иран, Афганистан, Ближний Восток или Дарфур. Пока Москва налагает вето на введение более жестких санкций против Судана, или препятствует принятию новых резолюций по Зимбабве, все западные попытки остановить волну убийств чернокожего населения боевиками-джанждавидами, или заставить президента Мугабе уступить власть своим оппонентам будут обречены на неудачу.
У НАТО есть две проблемы огромной важности, которые невозможно решить без содействия, а также без доброй воли России. Не имея альтернативных маршрутов снабжения войск в Афганистане, силы НАТО в этой стране все больше оказываются в положении заложников из-за участившихся нападений на конвои со стороны талибов и их союзников в Пакистане. А если существует хотя бы какая-то надежда на активизацию безрезультатных переговоров с Ираном о прекращении его попыток стать обладателем ядерного оружия, то толчок таким переговорам должна дать Россия, поскольку именно ее специалисты помогают строить иранскую атомную электростанцию в Бушере.
Поэтому решение НАТО о возобновлении контактов на высоком уровне с Россией было прагматичным и верным. Толчком к принятию такого решения послужила смена администрации в Вашингтоне, а озвучила его Хиллари Клинтон (Hillary Clinton). Принято оно было не без споров. Литва нарушила обязательный для 26 стран-членов консенсус, заявив, что этот шаг преждевременный, и он отнюдь не добавит оптимизма Украине и прочим государствам, подвергающимся давлению со стороны России. Поэтому Клинтон была вынуждена подчеркнуть, что у НАТО и Москвы сохраняются разногласия по поводу Грузии, а также подтвердить поддержку США идее вступления Грузии и Украины в ряды альянса.
Положительный ответ России был предсказуем. Воинственный настрой Москвы значительно смягчился с началом мирового финансового кризиса и падением цен на нефть, поскольку это нанесло серьезнейший ущерб российской экономике, которая пострадала больше многих. А готовность России помочь с Афганистаном очевидна уже сегодня. На этой неделе через ее территорию прошел железнодорожный состав с грузами НАТО. Россия поступает таким образом, исходя из собственных интересов. Она не меньше НАТО боится дестабилизации в Афганистане, поскольку эта страна подпирает ее южные фланги. Она также разделяет решимость Запада не допустить появления ядерной бомбы у Ирана и укрепить договор о ядерном нераспространении.
Более сложная для стран-членов НАТО проблема - это поведение России у себя дома. Самым удручающим признаком возврата умонастроений и привычек сталинизма стал новый суд над бывшим нефтяным олигархом Михаилом Ходорковским, которого в 2005 году приговорили к восьми годам лишения свободы за уклонение от уплаты налогов. Попытки оставить его в тюремной камере и после наступления даты освобождения, осуществляемые в худших сталинских традициях, превращают в посмешище все утверждения Кремля об укреплении власти закона.
Западу очень трудно найти баланс между необходимостью налаживать рабочие и партнерские взаимоотношения с Москвой по глобальным проблемам и его отвращением к российской практике нарушения прав человека. Прагматизм в первом вопросе не может и не должен заставить его хранить молчание по второй проблеме.