Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Перезагрузка отношений с Россией

Решение Обамы может поставить под угрозу наших союзников

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На прошлой неделе администрация Обамы раскрыла, наконец, некоторые детали своего стратегического мышления серией шагов навстречу России, призванных 'перезагрузить' отношения между двумя странами. Но во всемирном вихре новостей затерялся тот факт, что в процессе перезагрузки администрация готова унизить и поставить под угрозу безопасность двух своих ближайших союзников по НАТО

На прошлой неделе администрация Обамы раскрыла, наконец, некоторые детали своего стратегического мышления серией шагов навстречу России, призванных 'перезагрузить' отношения между двумя странами. Но во всемирном вихре новостей затерялся тот факт, что в процессе перезагрузки администрация готова унизить и поставить под угрозу безопасность двух своих ближайших союзников по НАТО ради одной лишь видимости помощи России в противодействии разработке Ираном ядерного оружия.

Мало того, что этот шаг, скорее всего, обречет два бывших государства Варшавского договора на подчинение влиянию России в их отношениях с внешним миром. Он также ставит под угрозу заявленную цель президента Обамы: фундаментально изменить характер американо-российских отношений.

В августе прошлого года Польша и Чехия с одной стороны и США с другой согласились разместить батарею существующих и испытанных противоракетных систем, состоящую из примерно 10 ракет, на польской и чешской территории. Масштаб слишком мал, чтобы угрожать огромному российскому потенциалу сдерживания. Кроме того, США обязались помочь обоим союзникам в общей модернизации их вооруженных сил.

Пример Польши поучителен: для того, чтобы осуществить эту сделку, Польше пришлось отражать сопротивление России, которая считает недопустимым любое усиление военного потенциала армий государств бывшего Варшавского договора, и Европейского Союза, который стремится быть первым источником технологии для своих членов и не хотел настраивать против себя Россию во время выработки новой энергетической стратегии. Освободившись от советского ярма, Польша не раз тянула шею в сторону США и НАТО; последние примеры тому - Ирак и Афганистан.

До недавних пор казалось, что в администрации лишь вице-президент желает занести топор над этой шеей. Как недавно заявил Джо Байден, 'Мы продолжим разработку системы противоракетной обороны для противодействия растущему иранскому потенциалу при условии, что эта технология окажется работоспособной и рентабельной'.

Оговорки Байдена можно было бы легко объяснить его собственными закоснелыми взглядами на противоракетную оборону, сформировавшимися, видимо, в 1980-е гг., когда системы ПРО были неиспытанными, и считалось возможным их широкомасштабное применение, позволяющее свести на нет первый удар СССР. Однако администрация не сказала ничего, что противоречило бы словам Байдена - например, что, несмотря на несовершенство системы ПРО, сегодня очень мало кто сомневается в ее полезности для отражения очень ограниченной ракетной атаки.

Дальнейшие действия администрации демонстрируют еще более глубокую стратегическую патологию. В феврале Обама направил секретное письмо российскому президенту Медведеву, в котором, по-видимому, указал, что, если Иран откажется от своей программы создания ядерного оружия (наличие которой он до сих пор отрицает), то в системе ПРО в Восточной Европе не будет необходимости. Единственное возможное значение такого самоочевидного заявления состоит в том, что Обамы просит у России помощи в прекращении еще не признанной иранской программы по созданию ядерного оружия в обмен на отказ от сделки с Польшей и Чехией.

Вряд ли перед отправкой письма были проведены консультации с одним или другим союзником - уже это является проблемой для администрации, стремящейся, как она с гордостью заявляет на своем сайте, 'восстановить наши альянсы'. Но это показывает, что подобного рода наивное увязывание отдельных дипломатических вопросов для оказания воздействия на поведение России, так же очевидно и неэффективно, как дипломатия администрации Картера в отношении Советов. Теперь администрация Обамы усугубила старомодное предубеждение Байдена против системы ПРО еще одним устаревшим стратегическим подходом в отношении России.

Знаменательно, что администрация не показала, как перезагрузка отношений могла бы изменить что-то по существу. Исходя из того, что отношения России с Западом могут быть 'перезагружены', сложно понять, как может измениться стратегический ландшафт.

Россия заинтересована в том, чтобы ее соседи были слабыми, и культивирует комплексы неполноценности и окружения, по крайней мере, с времен царя Александра I. Неизменными остаются и интересы Америки - НАТО создавалась исключительно для того, чтобы не позволить России оказывать влияние на ее государства-члены, включая те государства НАТО, которые когда-то были частью советской империи.

Администрация не обосновала необходимости в 'перезагрузке' отношений после недавнего вторжения России в Грузию и почти постоянного состояния шантажа Европы поставками газа. Сопротивление тому и другому было и остается легитимным. Вся чрезмерно горячая риторика в этих отношениях исходит от России и, вероятно, призвана отвлекать население от серьезных внутренних проблем, нагнетая напряженность в отношениях. Подобное поведение, напоминающее мольбу Генриха IV, обращенную к сыну ('пусть шальные умы будут заняты чужими ссорами'), нельзя 'перезагрузить' из США, и вряд ли Россия от него откажется в ближайшем будущем.

Обаме еще не поздно изменить свой курс, обреченный на провал. Медведев совершит ответный шаг в апреле, на который у них намечена встреча, и будет искать слабости. Имплицитное предложение Обамы о компромиссе будет воспринято как такая слабость, поскольку предполагаемые усилия России - искренние или нет - могут провалиться, и она все-таки сможет достичь соглашения с Соединенными Штатами, которые согласятся не размещать эти базу или не модернизировать вооруженные силы Польши и Чехии.

И, если предложение будет принято, то Польша и Чехия будут вынуждены почувствовать себя сателлитами России или просто пешками в американо-российских отношениях, либо тем и другим. Это предложение - если предложение было сделано - необходимо снять с повестки дня, поскольку улучшение отношений с Россией не должно происходить в ущерб уже существующим тесным отношениям с другими странами. Обама обещал нашим союзникам нечто лучшее.

Джеффри Симбалоу - юрист, живущий в Вирджинии. Его координаты можно найти на сайте cimbalofirm.com