Министры иностранных дел стран-членов НАТО договорились возобновить официальные отношения с Россией, приостановленные в прошлом году после 'кавказского кризиса'. Москва приветствовала это решение. Представитель российского МИД заявил, что это 'шаг в правильном направлении'.
Контакты между Россией и НАТО были прерваны после 'кавказского кризиса'. Тогда Брюссель объявил даже о разработке сценария так называемого оборонного действия по 'защите Польши и стран Балтии'. Однако в первых числах февраля нынешнего года Североатлантический альянс начал постепенно менять свою позицию. 6 февраля в рамках конференции по безопасности в Мюнхене состоялась встреча между первым вице - премьером РФ Сергеем Ивановым и генсеком НАТО Яап де Хооп Схеффером. К тому моменту стратеги альянса стали по-настоящему осознавать, что в ситуации, когда Пентагон готовится к отправке в Афганистан дополнительных 15 тысяч военнослужащих с целью подавить 'Талибан' и 'Аль-Каиду' в Афганистане, необходимо договариваться с Россией. Более того, руководство НАТО дало понять, что 'замораживает' переговоры о вступлении в альянс Украины и Грузии.
Бывший сотрудник Пентагона, ныне профессор Джорджтаунского университета Энтони Кордесмен объяснил подобные 'дипломатические кульбиты' Брюсселя предельно просто: 'Проблема в поисках путей обеспечении снабжения войск США и НАТО в Афганистане, минуя Пакистан. Поэтому Америке приходится договариваться с Россией, искать реальные компромиссы. Тут интересы Москвы и Вашингтона начинают совпадать, поскольку никто не заинтересован в кровавом хаосе в этом регионе мира. Поэтому сейчас появляется больше оснований для сотрудничества НАТО и США, с одной стороны, и Россией и ее партнеров по ОДКБ, с другой'.
Для возобновления официальных связей между Россией и НАТО необходимо было согласие всех 26 союзников. На первом раунде переговоров только Литва блокировала достижение соглашения. По некоторым сведениям, Вильнюс предлагал отложить обсуждение проблемы до юбилейного саммита НАТО 3 - 4 апреля. Почему? Потому что нельзя исключать того, что представитель России получит официальное приглашение для участия в работе этого форума. В прошлом году, как известно, на саммит альянса в Румынию ездил экс-президент Владимир Путин.
На сей раз голос Литвы оказался 'голосом вопиющего в пустыне'. Поэтому Яап де Хооп Схефферу после заседания в Брюсселе министров иностранных дел стран-членов НАТО оставалось только официально объявить о возобновления работы Совета Россия-НАТО. По его словам, 'Россия - глобальный игрок, и не говорить с ней - это не вариант'.
Конечно, этот тезис не является 'продуктом протрезвления' генсека НАТО, еще недавно активно ратовавшего за вступление в альянс Грузии и Украины. Решающую роль сыграла позиция государственного секретаря США Хиллари Клинтон, которая призвала НАТО к 'поиску путей преодоления разногласий с Россией'. При этом даже британский министр иностранных дел Дэвид Милибэнд 'неожиданно' заявил, что возобновление официальных отношений между НАТО и Россией 'сейчас даст возможность напрямую решать все возникающие вопросы'.
Главный редактор журнала 'Россия в глобальной политике' Федор Лукьянов так прокомментировал корреспонденту 'РВ' сложившуюся ситуацию:
- Ничего удивительного в такой политике Вашингтона и Лондона нет. Отношения России и НАТО часто приобретали своеобразный характер символов. После 'кавказского кризиса' Брюссель чисто символически 'заморозил' свои отношения с Москвой. Сейчас он также 'символически' объявил об их 'размораживании'. Я предполагаю, что в самом ближайшем будущем последует еще один какой-нибудь шаг 'в сторону России'. Реально то, что Россия и НАТО, несмотря ни на что, продолжали сотрудничество в Афганистане. Причем, это сотрудничество проявлялось весьма своеобразно: Москва конкретно работает не с НАТО, как военно-политической структурой, а с отдельными странами-членами блока. Я имею в виду договоренности, например, с Германией, с Испанией. А сейчас речь идет уже о тесном взаимодействии на афганском направлении с США. Североатлантический альянс, который часто декларирует свою 'решающую роль', для Москвы фактически потерял статус субъекта политики. Таким образом 'в НАТО играют все', кроме самого НАТО. Поэтому новая позиция Вашингтона относительно расширения сотрудничества с Россией , как и следовало ожидать, оказалась решающей в принятии окончательного решения на заседании министров иностранных дел стран альянса.
В данной связи невольно возникает множество вопросов относительно будущего самого альянса, который, на мой взгляд, стал заметно терять свою военно-политическую идентичность. Судите сами. Несколько недель назад многие страны-члены альянса в факте восстановления полномасштабных отношений с Россией усматривали опасный сигнал, который якобы посылается Грузии и Украине, и ратовали за жесткие санкции в отношении России. Теперь они все отыгрывают назад под предлогом тактического маневра. Я же вижу в этом процессы базовой эрозии блоковой идеологии'.
Правда, сейчас в Москве пытаются усматривать в решении Брюсселя возобновить сотрудничество Совета Россия-НАТО дипломатическую победу России. Во-первых, Россия не допустила, чтобы Украина и Грузия были присоединены к Плану действий по вступлению в альянс. Во-вторых, после 'кавказского кризиса' ей удалось после прихода к власти новой американской администрации урегулировать и 'кризис' во взаимоотношениях с Североатлантическим альянсом. Но при этом необходимо учитывать, что США наступают 'на горло своей песне' именно по тактическим соображениям, чтобы с помощью России решить острую афганскую, и, возможно, пакистанскую проблемы. Поэтому далеко не факт, что если даже такое сотрудничество будет носить эффективный характер, США поддержат предлагаемой Россией проект создания новой 'архитектуры европейской безопасности'.