ПАРИЖ - Франция отказывает НАТО в праве играть глобальную роль, и это создает острые противоречия между Парижем и прочими влиятельными членами альянса, более амбициозно смотрящими на будущее НАТО. Прежде всего, речь идет о Соединенных Штатах и Великобритании.
Дебаты на эту тему возникли в момент, когда президент Николя Саркози готовится официально оформить возвращение Франции в объединенное военное командование НАТО, откуда она вышла 43 года назад. Это произойдет перед тем, как Франция и Германия 3-4 апреля проведут юбилейный саммит альянса, который отмечает свое шестидесятилетие.
Французский министр обороны Эрве Морен (Herve Morin) во вторник дал интервью Associated Press, в котором заявил, что Франция отвергает идею о "глобальной НАТО", а также призвал к проведению переговоров с Россией перед любым расширением североатлантического альянса.
Заявление Морена может оказаться особенно актуальным для Айво Даалдера (Ivo Daalder), которого президент Обама назначил представителем США в НАТО. Он положительно относится к "глобализации НАТО" и критикует почтительное отношение Франции и Германии к России в вопросе о возможном расширении границ альянса.
Аналитик Франсуа Эйсбур (Francois Heisbourg) говорит о том, что термин "глобальная НАТО" вводит в заблуждение. Кто-то отмечает, что речь здесь идет о расширении рядов альянса за пределы Европы и Северной Америки, хотя это довольно спорный вопрос с точки зрения права, если учитывать правила ООН и самого североатлантического блока. Кто-то увидел в нем призыв к расширению географии действий НАТО по улаживанию конфликтов.
"Проблема возникнет в том случае, если глобальная НАТО будет открыта для вступления других государств, находящихся за пределами Европы и Северной Америки, таких как Япония, Австралия и так далее. Появится представление о том, что это блок Запада против всех остальных", - говорит Эйсбур, возглавляющий финансируемый государством парижский Фонд стратегических исследований (Foundation for Strategic Research).
Господствующее положение США и Британии в североатлантическом альянсе подтолкнуло покойного президента Шарля де Голля (Charles de Gaulle) к тому, чтобы в 1966 году значительно урезать связи Франции с альянсом.
Морен в своем интервью также отметил, что вопросы о будущем расширении НАТО, в частности, за счет включения в состав альянса бывших советских республик Украины и Грузии, "нельзя решать без предварительного разговора с нашим российским соседом".
Возврат Франции в военные структуры блока может дать Парижу больше полномочий в вопросах оперативного планирования и долгосрочной стратегии альянса. А это способно привести к началу долгожданных реформ в натовских рядах.
"Франция считает, что штаб-квартира НАТО представляет собой слишком тяжеловесную структуру управления, в которой количество сотрудников, занимающихся решением гражданских вопросов, несоразмерно числу тех, кто решает военные задачи", - написал в прошлом месяце Аластер Кэмерон (Alastair Cameron) из Королевского научно-исследовательского института оборонных исследований (Royal United Services Institute).
"Если реинтеграция Франции пройдет успешно, то это будет важный шаг в процессе реформирования НАТО", - отметил он.
Действия Франции могут вызвать усиление соперничества со стороны Британии (еще одна крупная военная держава Европы) за внимание администрации Обамы, которая пока не изложила свои взгляды на будущее НАТО.
"(Британцы) очень осторожно и с опаской относятся к тому, что получится, если французы обретут доступ к новым комитетам и к принятию новых решений", - говорит Кэмерон, возглавляющий в своем институте программу европейской безопасности.
Франция, укрепив собственные позиции в НАТО, может пойти на создание коалиций внутри альянса, не отказываясь при этом от своей склонности перечить всему и вся.
Французы "почти всегда противопоставляют себя группе союзников", - говорит Хантер (так в тексте - прим. перев.), - дайте французам возможность выбирать, кем им быть - хорошим полицейским или плохим полицейским, и они наверняка выберут роль плохого полицейского. Это дает им влияние".