Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Полный вперед!

Так называемая "глобальная" рецессия в основном влияет на экономику Запада, а не Востока

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как сообщил недавно всему миру премьер-министр Китая Вэн Цзябао, он 'несколько обеспокоен'. Не из-за Китая, что вы! Из-за Соединенных Штатов. 'Мы выдали Соединенным Штатам кредиты на огромные суммы, поэтому нам сложно не беспокоиться,' - заявил недавно Вэн, напомнив Америке о том, что нужно 'держать слово' и 'гарантировать безопасность китайских активов'

Как сообщил недавно всему миру премьер-министр Китая Вэн Цзябао, он 'несколько обеспокоен'. Не из-за Китая, что вы! Из-за Соединенных Штатов. 'Мы выдали Соединенным Штатам кредиты на огромные суммы, поэтому нам сложно не беспокоиться,' - заявил недавно Вэн, напомнив Америке о том, что нужно 'держать слово' и 'гарантировать безопасность китайских активов'. Перевод: 'Эти парни с Уолл-стрит реально сели в лужу. Мы думаем, что доллар может просесть и обесценить наши казначейские облигации на 2 триллиона зеленых. Займитесь-ка делом'.

Какой разительный контраст с ситуацией хотя бы даже годичной давности, когда подобные предупреждения почти всегда делали богатые страны - типа США - бедным. В последние годы и последние дни многое изменилось. Новые гиганты - такие, как Китай - сильнее, компетентнее в экономическом плане и гораздо богаче. Их уверенность лишь возросла в условиях экономических потрясений, которые многими характеризуются, как самая тяжелая 'глобальная' рецессия за последние 70 лет, но на самом деле не имеют глобального характера. Рецессия привела к сокращению экономики самых богатых стран, но лишь притормозила растущих гигантов. Ожидается, что в этом году сокращение ВВП составит 3 процента в США и Европе и около 6 процентов в Японии, в то время, как в Китае и Индии его уровень продолжит расти на 7 и 5 процентов, соответственно.

Этот разрыв в темпах роста, безусловно, будет определять экономическое будущее мира. Главный экономист Goldman Sachs Джим О'Нилл (Jim O'Neill) прогнозирует, что крупнейшие развивающиеся рынки - Бразилия, Россия, Индия и Китай, известные также, как страны БРИК, могут обогнать по совокупному объему ВВП страны 'большой семерки' уже к 2027 г., почти на десять лет раньше, чем предсказывалось в одном из исследований, проведенных несколько лет назад. Возвышение прежде бедных гигантов ускоряется, и их уверенность видна не только в высказываниях Вэн Цзяьбао. Премьер-министр Индии Манмохан Сингх возложил вину за 'крупнейший провал' на власти 'развитых государств', но все его коллеги прямо указывают на Америку. Премьер-министр России Владимир Путин высмеивает 'безответственность системы, претендующей на лидерство'. Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва заявил в интервью Newsweek, что США несут львиную долю ответственности за кризис и обязаны предложить меры по его преодолению на грядущем саммите 'большой двадцатки' в Лондоне.

Центр силы смещается не только в сторону БРИК, но и внутри самой этой группы. Бразилия и Россия, при всех резких высказываниях своих лидеров, пострадали от кризиса гораздо больше, чем Индия и Китай. Российская экономика, зависящая от экспорта энергоресурсов, цены на которые резко падают, рухнула с обрыва, и в этом году ВВП России может сократиться на 3 процента. В Бразилии ожидается стагнация. Их восстановление может стать медленным и болезненным. Прогнозы Goldman Sachs на 2011-2050 гг. показывают, что рост составит порядка 2,8% в России, 4,3% в Бразилии, 5,2% в Китае и 6,3% в Индии. Если эти прогнозы оправдаются, то в ближайшие два десятилетия три из четырех крупнейших экономик мира - Китай, США, Индия и Япония, именно в таком порядке - будут азиатскими. Столетие Азии практически настало.

Похоже, рынки уже осознали это. В то время как индекс S&P 500, упавший в прошлом году примерно на 45 процентов, рухнул еще на 15 процентов с начала 2009 года, Shanghai Composite Index увеличился на 20 процентов, продолжая рост, начавшийся в ноябре.

Мрачные потребительские перспективы, паранойя из-за безработицы и ментальность осажденной крепости - всего этого в Азии, в отличие от Запада, практически не наблюдается. В Китае и Индии продажи автомобилей, крупной бытовой техники и многих других типов потребительской продукции продолжают расти, что во многом объясняется мощными и своевременными мерами по стимулированию, предпринятыми этими странами, которые с 1990-х многому научились в плане ведения макроэкономической политики. В Индии продажи средств производства растут двузначными цифрами, а в Китае с наступлением теплой погоды неожиданно выросли продажи цемента. Россия вновь стоит особняком: потребительские расходы в этой стране резко сократились.

Американцы уступают роль самых активных и надежных покупателей китайцам и индийцам. В декабре прошлого года объем кредитов, выданных китайскими банками, вырос в годовом исчислении на 1000 процентов, поскольку правительство снизило процентные ставки, придав новое ускорение рынку недвижимости. 'Таким образом, возникает совершенно новый сегмент населения, который может позволить себе покупку квартиры - и, поверьте мне, спрос есть', - говорит Майкл Килбейнер (Michael Klibaner), глава отдела Китая в компании Jones Lang LaSalle, занимающейся исследованиями рынка недвижимости.

Большой вопрос для Китая заключается в том, сможет ли он создать экономику, зависящую не от экспорта на Запад, а от потребления. По словам Килбейнера, это происходит, поскольку наиболее сильный рост рынка недвижимости имеет место не в больших городах, а в менее крупных, 'завязанных' на местный рынок. Аналогичная тенденция наблюдается в Бразилии, где средний класс уже является крупнейшим сегментом населения, а также в Индии. 'В Индии потребительские расходы уже составляют 60 процентов ВВП, - говорит главный экономист Global Insight Нариман Беравеш (Nariman Behravesh). - Это ключевая причина, по которой экономика не пострадала сильнее в ходе этой рецессии'.

Впрочем, это не означает, что потребители стран БРИК спасут мир в ходе финансового кризиса. Их покупательная способность по-прежнему значительно слабее по сравнению с богатыми странами - такими, как США и Япония. Однако по мере роста их экономик растет и сила их кошельков. Совсем скоро потребители стран БРИК будут задавать направления инвестиций крупнейших корпораций, маршруты авиакомпаний и ставить маркетинговые задачи транснациональным группам.

Страны БРИК находятся в более выгодной позиции для преодоления кризиса, чем богатые страны. В общем и целом, более эффективный контроль над инфляцией, более низкий дефицит, рост производительности, щедрые социальные программы и большая политическая стабильность дали новым гигантам больше пространства для маневров в то время, как в богатых странах макроэкономическая среда ухудшается. Даже Бразилия и тяжело пострадавшая Россия воспользовались обрушившимися на них доходами от экспорта природных ресурсов (нефти и газа в случае России, соевых бобов и железной руды в случае Бразилии) для создания буфера на случай рецессии - Россия потратила на защиту рубля более 300 млрд. долларов и столько же у нее осталось в запасе. Бразильский резерв в 208 млрд. долларов остался почти неприкосновенным.

Более того, наши неразумные действия стали уроком для стран БРИК. Мощный регулирующий контроль позволил финансовому сектору Индии и Китая выйти из кредитного кризиса относительно нетронутым. На протяжении первой половины 2008 г. (самые свежие данные) китайские банки приобретали иностранных конкурентов и повышали свою долю на глобальных финансовых рынках. Как прогнозируется в докладе Deutsche Bank, опубликованном на прошлой неделе, если эта тенденция продолжится, то к 2018 г. Китай станет одним из ведущих финансовых рынков наряду с США и ЕС, контролируя 13 процентов глобальных рынков облигаций, 40 процентов рынков акций и 18 процентов глобальной банковской системы.

Но еще до этого китайцам, скорее всего, предстоит рост экспорта. Как отмечает экономист CLSA Энди Ротман (Andy Rothman), объем заказов на китайскую продукцию растет уже три месяца, поскольку владельцы фабрик в таких регионах, как дельта реки Янцзы, пытаются выполнить срочную работу для западных сетей магазинов одежды, которые, запаниковав, слишком резко сократили свои заказы. Ротман называет это 'эффектом Wal-Mart' и ожидает, что интерес все более экономных западных потребителей ко всему дешевому поможет китайским экспортерам восстановить позиции. Многие считают, что феномен 'хорошо - когда дешево', в конечном счете, поддержит самые разнообразные продукты и услуги развивающихся рынков - от мексиканских производителей цемента до индийских телекоммуникационных компаний, которые, как правило, продолжают предлагать самые лучшие цены. Когда потребители всего мира вновь начнут покупать, скорее всего, они будут делать это в странах БРИК.

При участии Мэка Марголиса (Mac Margolis) в Рио и Джейсона Овердорфа (Jason Overdorf) в Нью-Дели.