Как утверждал Барак Обама в своем первом обращении к Конгрессу (25 февраля), в трудные времена он будет руководить так, что страна выйдет из кризиса 'еще более крепкой, чем ранее'. Президент нарисовал перспективу новой экономики, когда люди тратят деньги 'по возможности', не гонятся за сиюминутной прибылью, и пообещал вести Америку в будущее с чистой энергией, автомобилями нового поколения. Обама говорил о том, что следует отказаться от неконкурсных контрактов, из-за которых в Ираке растрачены миллиарды, реформировать оборонный бюджет, чтобы Америка не платила за системы вооружений периода холодной войны, которые не использует.
Президент получил от Конгресса 787 млрд. долларов на реализацию плана стимулирования экономики. При этом он сказал, что понимает: выделение миллиардов банкам - непопулярное решение, но это единственный способ заставить заработать систему кредитования, которая одинаково нужна и семьям, и бизнесу.
В интервью радиостанции 'Свобода' профессор Центра североамериканских исследований при Санкт-Петербургском университете Б. Ширяев отметил, что президент Америки в своем обращении к Конгрессу впервые за последнее время обошелся без 'ритуальных заклинаний', не ставил во главу угла внешнюю политику, а сконцентрировал внимание на выходе из Ирака, на необходимости новой стратегии в Афганистане.
Профессор Стэнфордского университета M. Bernstein, комментируя план спасения американской экономики, считает, что исполнительная власть предпримет инициативы в бюджетной и фискальной политике (а не только будет печатать деньги и раздавать их банкам), возьмет на себя большие расходы и будет снижать налоги в надежде на активизацию инвестиций, создание рабочих мест. План представляется логичным, однако пока трудно сказать, насколько он окажется эффективным.
'The Guardian' на начало президентства Обамы отозвалась статьей 'Осуществление перемен начинается сегодня''. Газета 'The Times of India' призвала американского президента, не игнорируя преемственность в политике, продолжить борьбу с террором в Афганистане и Пакистане. Как еще в прошлом году отметила французская 'Le Point', Б. Обама хочет продемонстрировать миру, что его идеология - прагматизм. Критики тогда заявили: вместо того, чтобы изменить Америку, новый президент изменит Вашингтон. Б. Обама парировал: исключительно лояльная администрация вряд ли обеспечит конструктивную работу.
Недавняя статья Б. Обамы 'Действия, которые нам нужны' появилась в 'The Guardian', британской газете левой направленности. Американский президент говорит о том, что 'исчезли' миллионы рабочих мест и огромные сбережения населения, о повсеместной тревоге за будущее, призывает срочно реформировать медицинскую систему, чтобы защитить медицинское страхование восьми с лишним миллионов американцев, которые могут лишиться своей страховки: И констатирует, что придется потрудиться как следует.
Представители окружения Обамы выступают с концептуальными коррективами касательно борьбы с терроризмом, рассматривая эту борьбу как идейную, а не как военную конфронтацию. По утверждению 'The Financial Times', Америка могла бы демонстрировать 'мягкую силу'. А вот теперешний министр обороны Р. Гейтс, занимавший этот пост и в администрации Д. Буша, дал понять, что Америка будет продолжать ракетные атаки на пакистанские базы террористов.
Видный американский политолог З. Бжезинский в интервью 'Le Figaro' подчеркнул, что Америке, которая по-прежнему является единственной супердержавой, следует создавать коалиции и работать над решением таких проблем, как региональные конфликты, климатические изменения, нищета.
Первые шаги Обамы на президентском поприще вселили надежды. Он дал интервью телеканалу 'Al Arabia', позвонил лидеру Палестинской автономии М. Аббасу, протянул руку Ирану: 27 февраля, обращаясь к военным на базе Кэмп Леджен, президент сказал, что до 31 августа следующего, 2010-го, года боевые бригады сухопутных сил США будут выведены из Ирака (останутся 35 000 - 50 000 человек). По словам Обамы, процесс вывода войск американское командование будет согласовывать с правительством Ирака. Выступление Обамы иракские телеканалы показали в прямом эфире.
Казалось бы, сделаны конструктивные шаги. Однако 'The Washington Times' усматривает противоречие в реформах Б. Обамы. Практически все ядерные государства модернизируют свой арсенал, Северная Корея и Иран стремятся получить доступ к ядерным боеголовкам и наращивают ракетные мощности. У США сегодня почти 2200 единиц ядерных боезарядов. Поскольку администрация Обамы не планирует дополнительных средств на ядерное сдерживание, то единственная в мире супердержава может стать обескровленной в военном отношении, у врагов Америки появится стратегическое превосходство, у давних союзников - стимул к совершенствованию своих ядерных вооружений. Итак, парадокс в том, что инициативы Б. Обамы чреваты распространением ядерного оружия.
В публикации, посвященной ядерному разоружению, 'The New York Times' напоминает о необходимости эффективной борьбы с новыми угрозами. Ядерный потенциал США позволяет сдерживать Северную Корею и Иран. Но нельзя забывать и о террористах, которым может прийти в голову взорвать бомбу в Нью-Йорке или, скажем, в Лос-Анджелесе. Правда, эксперты расходятся во мнениях относительно того, какие разумные арсеналы ядерных зарядов следовало бы иметь США, а также России и другим ядерным государствам.
Практически нет сомнений в том, что Обаму попытаются проверить на прочность группировки типа Аль-Каиды. Так, уже были намеки на террористический акт в нью-йоркском метро. Обама пообещал найти и уничтожить О. Бен Ладена, что никак не вызывает у террористов энтузиазма.
Новый президент США, похоже, ориентирован на динамичные перемены в хозяйстве и внешней политике страны. Однако в угоду оперативности нельзя утрачивать бдительность.