Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сработает ли предложенная Америкой 'перезагрузка'?

Все зависит от того, удастся ли достичь понимания по иранской ядерной проблеме

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В феврале администрация Обамы направила в Москву секретное письмо, в котором, как считается, предложила отказаться от планов администрации Буша разместить в Европе систему ПРО, в обмен на что Россия должна была начать играть более конструктивную роль во в вопросе о ядерной программе Ирана

В феврале администрация Обамы направила в Москву секретное письмо, в котором, как считается, предложила отказаться от планов администрации Буша разместить в Европе систему ПРО, в обмен на что Россия должна была начать играть более конструктивную роль во в вопросе о ядерной программе Ирана. Кремль охотно принял эти предложения, однако твердо обещать помощь в давлении на Иран не стал. Так что же Россия в действительности думает об Иране и его ядерных амбициях?

В Вашингтоне с давних пор было принято считать, что между Ираном и Россией существуют крепкие - и продолжающие укрепляться - партнерские отношения. Москва годами была ключевым стратегическим союзником исламской республики и способствовала прогрессу ее ядерной отрасли. Сейчас плоды этого сотрудничества стали до боли очевидными. Если все пойдет, как планировалось, утверждают представители Ирана, построенный русскими на юге Ирана в плутониевый реактор будет запущен уже в этом году. Иранцы даже не скрывают, что после этого, они собираются привлечь Россию к строительству еще нескольких ядерных объектов.

Москва одобряет эту идею - по крайней мере, публично. Влиятельные чиновники из Кремля, начиная от самого президента Медведева, не раз высказывались в поддержку 'права' Ирана развивать ядерную отрасль и отмахивались от опасений Запада подозревающего исламскую республику в намерениях разрабатывать ядерное оружие.

Однако это не обязательно означает, что российское правительство считает иранский режим безобидным, или что его лояльность Тегерану абсолютна. В прошлом многие из крупных российских государственных деятелей и влиятельных экспертов не раз шли против воли Кремля, предупреждая об опасности, которое будет представлять ядерное оружия в руках иранских аятолл. В числе наиболее известных из них секретарь влиятельной Общественной палаты и доверенное лицо премьер-министра Владимира Путина Евгений Велихов, предостерегавший в апреле 2007 года: 'Важно, чтобы Иран не получил ядерного оружия: Если Иран его получит, это отрицательно скажется на безопасности всего мира'.

Не так давно с тревожными заявлениями выступил генерал-майор Владимир Дворкин. На проходившей в этом месяце в Москве конференции генерал, в советское время бывший одним из ведущих переговорщиков в области контроля над вооружениями, а сейчас возглавляющий Центр стратегических ядерных сил, заметил, что 'Иран активно работает над программой разработки ракет', и предупредил, что накапливающийся в исламской республике арсенал баллистических ракет 'с большой вероятностью в ближайшем будущем сможет угрожать всей Европе'.

Впрочем, по мнению генерала Дворкина гораздо опаснее то, что Тегеран может усилить этот эффект с помощью ядерной программы - с серьезными геополитическими последствиями: 'Опасность заключается в том, что Иран, который фактически игнорирует все резолюции и санкции, введенные Советом Безопасности ООН, в качестве ядерного государства станет неприкасаемым, что позволит ему и дальше расширять свою поддержку террористическим организациям, таким, как ХАМАС и 'Хезболла''.

То, что эксперты в России осознают потенциально дестабилизирующий эффект иранской ядерной программы, не должно удивлять. Географически эта страна ближе к Ирану, и фактически уже сейчас ее территория находится в пределах досягаемости укрепляющегося иранского стратегического арсенала. Чиновники в Москве прекрасно понимают, что Иран способен играть намного более дестабилизирующую роль на 'Большом Ближнем Востоке' - в том числе и в бывших советских республиках Средней Азии с их в основном мусульманским населением - чем он играет сейчас.

Удивляет другое - что Соединенные Штаты и их союзники до сих пор не смогли перевести эти опасения в плоскость конструктивного диалога с Кремлем относительно общей угрозы, которую представляет собой правящий в Тегеране режим для обеих стран.

При президенте Джордже Буше американские предложения Москве носили скорее формальный характер. К обсуждению вопросов международной безопасности, в том числе имеющих прямое отношение к России, ее лидеров не слишком привлекали.

Сегодня администрация Обамы, планирующая нажать кнопку перезагрузки' в отношениях с Россией, фокусируется исключительно на определенных тактических сферах - контроле над вооружениями или стабилизации обстановки в Афганистане.

При этом на стратегическом уровне Вашингтон так и не смог убедить Москву что сотрудничество - и в этих областях, и во многих других - станет возможным не раньше, чем будет достигнуто согласие по иранскому вопросу. Когда (и если) это произойдет, Белый дом и Кремль могут обнаружить, что им есть о чем говорить.

Илан Берман - вице-президент по политическим вопросам Американского совета по внешней политике.