Первым российским политиком, которого приняли в Белом доме при новой администрации США, оказался Михаил Горбачев. Так комментировали это событие информационные агентства из Вашингтона. Однако чуть позже пришло уточнение: Горбачев встречался с вице-президентом США Джозефом Байденом, но во время встречи в комнату 'случайно' зашел глава Белого дома Барак Обама и поговорил с гостем. 'Президент любит бродить по всему дому и иногда заходит во время встреч, которых не было в его графике', - заявил пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс.
Такой протокольный 'политес' имеет свои особенности. Через несколько дней в Лондоне предстоит первая встреча Обамы с российским президентом Дмитрием Медведевым. Видимо, администрация сочла необходимым, чтобы с формальной точки зрения прием в Белом доме Горбачева, сохраняющего по западным меркам титул 'президента', не считался 'первой встречей Обамы с русским политиком'.
Это - во-первых. Во-вторых, как подметили многие аналитики, прием Горбачева не случайно во времени совпал с моментом встречи в Кремле Медведева с группой таких ветеранов американской внешней политики, чьи имена ассоциируются с периодами ослабления напряженности в годы 'холодной войны': Генри Киссинджером, занимавшим пост госсекретаря США во время 'разрядки' начала 1970-х годов, с Джорджем Шульцем и Джеймсом Бейкером, которые руководили Госдепартаментом в 1980-е - начале 1990-х, когда Горбачев был президентом СССР.
Однако в данном случае интересна подача информации, точнее ее скорость. Российские СМИ сообщили о приеме в Кремле буквально через несколько часов, а американские - только спустя три дня: Горбачева в Белом доме приняли в пятницу, а объявили об этом только в понедельник.
Еще один момент. Помощник Горбачева, который его сопровождал, назвал общение своего шефа с главой новой американской администрации 'кратким', хотя по дипломатическим меркам беседу 'продолжительностью больше часа' таковой не назовешь. 'Хороший был разговор. У меня сейчас оптимизма еще больше, что отношения будут меняться в лучшую сторону',- пожалуй, это была единственная фраза, произнесенная Горбачевым после встречи с Обамой.
Что же касается ветеранов американской дипломатии, то они охотно давали интервью российским журналистам. А американская Торговая палата, которая является крупнейшей зарубежной бизнес-структурой в России, организовала для руководства ведущих компаний США и Европы встречу с Джеймсом Бейкером.
Но как бы то ни было, подобные 'маневры' ветеранов большой мировой политики свидетельствуют о том, что Вашингтон и Москва ведут активную подготовительную работу к встрече Медведева и Обамы, намеченной на 1 апреля в Лондоне. Судя по всему, ставка делается на то, чтобы добиться реального прорыва в развитии двусторонних отношений.
Нюансы, как любят говорить дипломаты, дело техники. Что же касается повестки дня предстоящего саммита, то она хорошо известна. Прежде всего - это дальнейшее сотрудничество в вопросе ограничения ядерных вооружений. Близка к этой проблеме задача выработки общих подходов в предотвращении распространения ядерного оружия. По-прежнему важной темой остается расширение сотрудничества в борьбе с терроризмом и нестабильностью в самых различных районах мира, в первую очередь в Афганистане, где у Вашингтона и Москвы могут появиться общие стратегические интересы.
Особо выглядит проблематика по обеспечению общеевропейской безопасности. Аналитики не исключают, что речь может идти о привлечении России для самого широкого партнерства с Североатлантическим альянсом, что способно качественно видоизменить обозначенные сейчас параметры размещения в Польше и Чехии американских элементов системы ПРО. Более того, Россия и США при наличии политической воли могут совместными усилиями выработать общую или позиционно близкую антикризисную стратегию по борьбе с последствиями мирового кризиса.
Конечно, надо полагать, что дипломатический зондаж, проведенный в Вашингтоне и в Москве, содержит и мало кому известные детали, в которые будут посвящены президенты России и США перед своей личной встречей. Можно быть уверенным в том, что и Горбачев доведет до сведения Медведева главное содержание своей беседы в Белом доме с американским руководством.
Поэтому при удачном раскладе сил и при благоприятной политической конъюнктуре может случиться так, что такие политики как Горбачев окажутся востребованными и у себя на родине. В этом смысле у американских ветеранов-политиков проблем нет. Многие из них и после ухода со сцены продолжают оставаться в 'обойме'. Но в США, в отличие от России, все же иные политические традиции.