Есть нечто напускное в той теплой атмосфере, что окружает первую встречу Барака Обамы с российским коллегой, которая пройдет на этой неделе в Лондоне.
Такой доброй воли явно не было в прошлом году, во время короткой войны России с Грузией, важнейшим союзником США на Кавказе. Она отсутствовала даже в январе, когда президент России Дмитрий Медведев поздравил Обаму с инаугурацией объявлением планов по размещению ракет на границе с Польшей, сильнейшим союзником Америки в Восточной Европе.
Но теперь обе стороны нажали 'кнопку перезагрузки' - словно перезапуск отношений так же банален, как перезагрузка компьютера. Официальные лица, имеющие отношение к делу, хорошо знают, что это не так. Так что же происходит на самом деле?
Хотя свое воздействие оказывают самые разные силы, две из них наиболее существенны - это эффект Обамы и экономический кризис. Приоритеты Обамы не включают в себя хорошие отношения с Россией per se. Но он считает, что хорошие отношения с Россией помогут в достижении его приоритетных целей - в том числе, касающихся Ирана, Афганистана и контроля над вооружениями.
Через несколько дней после вступления в должность он начал посылать России позитивные сигналы. Его чиновники дали понять, что США не будут торопиться по двум вопросам, которые больше всего раздражали Россию при администрации Буша - размещение баз противоракетной обороны в Польше и Чехии и расширение НАТО на Украину и Грузию. Параллельно произошла смена риторики: на место критики в адрес российского режима пришли призывы к прагматизму в решении проблемы ядерных вооружений.
Это было разумно. Ничто так не раздражает Россию, как поучения Запада. Бывшая сверхдержава, до сих пор не оправившаяся от потери империи, хочет, чтобы к ней относились, как к равной. Своим решением о начале в этом году переговоров по новому договору об ограничении стратегических наступательных вооружений Вашингтон искусно льстит России, фокусируясь на той единственной сфере, где Москва еще выдерживает сравнение с Вашингтоном.
Трудность состоит в той цене, которую Соединенным Штатам, возможно, придется заплатить. Вашингтон с радостью отложит реализацию дорогостоящего противоракетного проекта. Он может приостановить и расширение НАТО, поскольку ни Украина, ни Грузия не готовы к членству. Но этого Москве недостаточно. Россия заявляет, что у нее 'привилегированные интересы' в бывшем Советском Союзе. 'Привилегированные' не значит 'исключительные', заявляют российские чиновники. Однако в марте премьер-министр Владимир Путин раскритиковал Европейский Союз за его решение инвестировать в газопроводы Украины просто потому, что Киев обсудил это предложение сначала с Брюсселем, а потом с Москвой. Так что, если привилегированные интересы не означают исключительных, то они явно означают доминирующие. США должны ступать осторожно.
На первый взгляд, экономический кризис объединяет Восток и Запад; Обама ищет партнеров, а Москва изъявляет готовность к сотрудничеству. Но существуют и опасности, о чем свидетельствуют слова министра иностранных дел России Сергея Лаврова. На прошлой неделе, отвечая на вопросы FT, он заявил: 'К сожалению, в истории международной политики ХХ века были случаи, когда выход из экономических кризисов находили путем войны'.
По словам Лаврова, глобальный экономический кризис требует многостороннего глобального ответа. Но ожидать можно всякого. Хотя лидеры 'большой двадцатки' встречаются с целью обсуждения многосторонних глобальных ответов, между ними существуют разногласия. Например, Германия критикует США за дефицитное расходование, призванное дать толчок экономике. Между тем, о протекционистских мерах всерьез рассуждают в США, государствах ЕС и России.
Огромные резервы России истощаются, и в финансовом отношении Москва слабее, чем прошлым летом, когда за баррель нефти давали 150 долларов. Ей нужно заимствовать, но она хочет сохранить выходы на глобальные рынки, где тон задает Запад.
Поэтому России приходится вести себя более чутко по отношению к Западу. Но Обама не должен воспринимать это как должное. Прозападные экономические реформаторы России не имеют решающего голоса в вопросах внешней политики - особенно, в вопросах отношений с бывшими советскими республиками - где наибольшим влиянием пользуются консерваторы (зачастую выходцы из спецслужб). Несмотря на кризис, Москва выдала новые кредиты бывшим советским республикам, включая Кыргызстан и Беларусь, и рассматривает вопрос о предоставлении кредитов Украине. За эти деньги придется заплатить политическую цену. Хотя Обама прав, уделяя основное внимание вопросам, представляющим обоюдный интерес для США и России, он не должен забывать о том, что продолжает разделять два государства - прежде всего, об их соперничающих интересах на постсоветском пространстве.