Главные темы саммита 'большой двадцатки', что пройдет на этой неделе в Лондоне, известны уже несколько недель. Ожидается, что будет достигнута договоренность о выделении дополнительных средств Международному валютному фонду. Вероятно и соглашение о более жестком регулировании банков и других финансовых институтов. Возможно, на саммите будет заявлено и о необходимости избегать протекционистской политики.
Между крупными экономическими державами, однако, сохраняются разногласия относительно объема финансовых стимулов, необходимых мировой экономике. Таким образом, следует ожидать, что итоговое коммюнике не обойдется без расплывчатых формулировок - чтобы никто из участников не 'потерял лицо'.
Впрочем, предметом острых дипломатических дебатов на этой неделе станут не только деньги. И не следует строить иллюзии, что единственным важным итогом саммита станет заключительное заявление 'конклава' 20 лидеров, которых Гордон Браун (Gordon Brown) соберет в четверг в лондонском Докленде.
В кулуарах заседания состоится несколько важных встреч. Президент Барак Обама проведет первые прямые переговоры с российским коллегой Дмитрием Медведевым, в ходе которых два лидера обсудят возможное сокращение ядерных ракетных арсеналов и координацию давления на Иран, призванного добиться его отказа от создания подобного оружия.
Недавнее предложение президента Обамы 'перезагрузить' российско-американские отношения может обернуться далекоидущими последствиями. Если две гигантские державы, противостоявшие друг другу в годы 'холодной войны', смогут договориться о ядерном разоружении, польза для мира во всем мире от этого будет не меньше, чем польза для мировой экономики от скоординированных на международном уровне действий по стимулированию спроса.
Президент США также проведет встречи с лидерами двух развивающихся держав - Китая и Индии; на повестке дня будет стоять, в частности, вопрос о заключении нового договора по сокращению выбросов двуокиси углерода в атмосферу в масштабах всей планеты. В минувшие выходные Обама объявил о планируемой в апреле встрече 'крупных экономических держав', посвященной проблеме климатических изменений. Эта 'экологическая двадцатка' позиционируется как знаковый дипломатический шаг на пути к саммиту ООН, который состоится в Копенгагене в декабре будущего года.
Вся эта активность подтверждает серьезное отношение президента США к заключению нового международного соглашения для замены Киотского протокола. Последствия подобного прорыва в деле сокращения выбросов опять же будут не менее важны, чем любые договоренности лидеров 'двадцатки' о регулировании деятельности хеджевых фондов.
Кое-кто относится к любым международным саммитам с изрядной долей цинизма, заявляя, что единственный их результат - это набор банальных деклараций, или разочарование от не оправдавшихся ожиданий. Несомненно, многие встречи мировых лидеров в прошлом явно недотягивали в плане практических результатов. Нынешнее заседание, однако, обещает иной итог - хотя бы из-за сложной международной обстановки, в которой оно проходит. В мировой экономике в самом разгаре финансовый кризис и спад производства. Какой бы договоренности ни достигла 'двадцадка', она несомненно повлияет на уверенность игроков на финансовых рынках.
В других областях также сильно проявляется ощущение кризиса нынешней системы и необходимости позитивных перемен. Возникшая у государств мира скоротечная возможность сплотиться для принятия серьезных мер в сфере сокращения выбросов двуокиси углерода требует срочных действий. Реальные усилия на пути к ядерному разоружению также, судя по всему, впервые после распада СССР вновь оказались на дипломатической повестке дня. На карту поставлено многое, и от политических руководителей сейчас требуются подлинно лидерские качества. Будем надеяться, что нынешнее поколение политиков окажется на высоте серьезнейших задач, стоящих перед ними сегодня, и тем самым посрамит циников.