Вновь пришедшим к власти в 2001 году в результате протестного голосования коммунистам снова предсказывают победу на предстоящих в это воскресенье парламентских выборах. Тогда местная компартия сыграла на психологических травмах, связанных с годами, прошедшими после обретения независимости, когда дикий либерализм поставил страну на грань хаоса. На этот раз она, вероятно, воспользуется раздробленностью оппозиции. Затем избранный парламент назначит нового президента. Лидер коммунистов Владимир Воронин, который занимает президентский пост в течение уже двух сроков подряд, согласно конституции, должен его покинуть. Но он не исключает для себя возможности вернуться, в качестве премьер-министра или главы парламента. Примерно как его российский сосед.
"Оригинальная особенность Молдавии состоит в том, что эта партия сохранила то название, которое было у нее во времена Советского Союза. Здесь принадлежность к коммунистической партии еще не утратила некой символической притягательности", - анализирует Петру Негурэ, интеллектуал из Кишинева, молдавской столицы. В глазах оппозиции серп и молот, украшающие их плакаты, являются всего лишь "лейблом" для компартии под молдавским соусом: очень прагматичной, смешивающей рыночную экономику с социальным популизмом.
Обогащение. Константин и Екатерина живут в деревне, недалеко от Леовы. В этой стране, считающейся одной из беднейших в Европе, деревенские жители довольствуются самым малым. Константин получает пенсию в 800 леев (54 евро). Их дом окружен небольшим участком земли, а в погребе стоят ряды банок с консервированными помидорами и квашеной капустой, без которых зиму не прожить. Екатерина будет голосовать за коммунистов: "Нынешняя система не так уж и плоха, мы вовремя получаем зарплату и пенсии, и их регулярно повышают". И неважно, что Воронина обвиняют в том, что он использует служебное положение с целью личного обогащения и обогащения своего сына, прибирая к рукам наиболее рентабельные предприятия страны.
Действуя как своего рода флюгер, колеблющийся между Западом и Востоком, лидер компартии играет на различиях, которыми изобилует Молдавия. Эта страна, побывавшая сначала румынской, затем российской, а потом советской территорией, населенная в основном румыноговорящими людьми, испытывает серьезные проблемы с самосознанием. Сохраняя хорошие отношения с Москвой, от которой Молдавия зависит в плане поставок газа, и в то же время заявляя о своем желании двигать страну в направлении вступления в ЕС, молдавская компартия перебегает дорогу демократической оппозиции, которая очень близка к Румынии и настроена весьма критически в отношении Кремля.
"Раскол". "У него почти шизофренический подход к определенным вопросам, - анализирует политолог Олег Серебрян, поддерживающий Демократическую партию. - Во время выборов 2001 года он позиционировал себя как приверженца России, затем, в 2005 году, он стал фанатиком "европейскости" Молдавии и союзником Соединенных Штатов. Но в 2008 году, после войны в Грузии, Воронин понял, что России здесь есть что сказать и что Запад может ее предать так же, как предал Грузию". Состоящая из множества мелких партий, у основной части которых нет никаких шансов попасть в парламент, либерально-демократическая оппозиция расколота. Самое главное - ей очень трудно существовать в медийном пространстве, которое используется в основном властными кругами.
А еще есть те, кто не пойдет голосовать. Около миллиона молдаван (из 4,2 миллиона жителей страны) живут за границей. Четверть трудоспособного населения работает в европейских или российских городах, зачастую нелегально. Ничего не было сделано для организации процедуры голосования избирателей, находящихся за пределами страны, которые скорее всего не испытывают симпатий к коммунистам. "Эти люди спасают существующий режим, в массовом порядке посылая деньги в Молдавию, - рассказывает кишиневский издатель Емилиан Галайку-Пэун, - но у них нет никаких средств для того, чтобы что-то изменить. Это почти трагическая ситуация".