События последней недели марта всколыхнули Чечню. Началось все с совершенно безобидного протокольного события - 25 марта в Грозный приехала делегация членов комитета Госдумы РФ по безопасности. Сенсация же случилась, когда по окончании беседы с ней Рамзан Кадыров сообщил общественности неожиданную, но долгожданную весть о том, что 30-31 марта Москва подпишет официальный документ о завершении военных действий в республике и режим контртеррористической операции (КТО) в Чечне будет отменен.
Как считает председатель комитета по безопасности ГД РФ Владимир Васильев, положение в Чечне на сегодняшний день является одним из наиболее стабильных в северокавказском регионе и никакой угрозы терроризма здесь нет. 26 марта, сославшись на эту официальную оценку делегации Госдумы, заявление Кадырова поддержал и спикер Госдумы Борис Грызлов. 'Считаю, что вопрос об окончании контртеррористической операции в республике можно поставить', - сказал он. И уже на следующий день президент России Дмитрий Медведев поручил главе Национального антитеррористического комитета (НАК), директору ФСБ Александру Бортникову рассмотреть вопрос возможного изменения режима, существующего в Чечне.
Одним словом, все шло к отмене режима КТО в Чечне, как вдруг из Дубая пришла новость о расстреле Сулима Ямадаева, фигуры для российских силовиков знаковой. Специалист по контртеррору, он несколько лет, пока не поссорился в прошлом году с Кадыровым, возглавлял в Чечне спецбатальон ГРУ, а затем и батальон 'Восток' Министерства обороны. Переезжая четыре месяца назад в Дубай, Сулим дал ясно понять, что причиной этого бегства является то, что он боится за свою жизнь в России: 'В Москву из Чечни направлена /Кадыровым/ спецгруппа как бы для моего ареста, но у них задача живым меня не брать'. Поэтому его расстрел не мог не насторожить силовиков. Думается, что именно поэтому Москва решила повременить с отменой режима КТО в Чечне - Александр Бортников сообщил вчера, что этот вопрос нуждается в дополнительной проработке 'аппаратом НАК совместно с ФСБ, МВД и Министерством обороны'. И только после этой проработки вопрос будет доложен президенту РФ.
Рамзан Кадыров добивается отмены КТО уже давно - помимо вывода российский войск из Чечни, это позволит ему добиться присвоения грозненскому аэропорту статуса международного и открытия в Чечне собственной таможни. Именно поэтому большинство обозревателей российских СМИ не верят в то, что это покушение на Сулима Ямадаева было заказано самим Кадыровым - уж очень неудачно выбрано время. Поэтому они охотно перебирают и другие, более экзотические версии, обвиняя всех - от 'лондонского сидельца' до ФСБ. Проблема, однако, в том, что в Чечне все хорошо знают, от кого скрывался Сулим в Дубае, поэтому, если дубайская полиция не докажет обратного, то народная молва неизбежно повесит это убийство на Рамзана Кадырова. После чего неизбежно упадет и престиж Москвы в республике - получается, что даже она не способна защитить своих людей от гнева Кадырова! А в том, что Герой России Сулим Ямадаев был человеком Москвы, сомневаться не приходится.
'Чеченский народ выиграл борьбу с международным терроризмом', - торжественно заявил 25 марта, выйдя к журналистам, президент Чечни. При этом как в Москве, так и в Грозном, подразумевается, что главным героем, выковавшим эту победу, является сам Рамзан. Однако это верно только наполовину - ибо Рамзан Кадыров выиграл в Чечне не войну, а мир. Это видно даже из его биографии - он никогда не воевал и вплоть до февраля 2004 года служил командиром взвода, охранявшего его отца, президента Чечни Ахмата Кадырова. Главным же чеченским 'фронтовиком' в войне с международным терроризмом был как раз Сулим Ямадаев. Бригадный генерал масхадовского режима, он стал правой рукой главного муфтия Чечни Ахмата Кадырова и начал воевать с ваххабитами еще в 1998 году. А с началом второй чеченской войны братья Ямадаевы вместе с Ахматом Кадыровым перешли на сторону федеральных войск и сдали им Гудермес. Затем приняли активное участие в антипартизанской войне против боевиков - один 'Восток' за три года уничтожил порядка 400 боевиков, включая преемника Хаттаба, полевого командира Абу аль-Валида.
Пока Сулим Ямадаев плечом к плечу с федералами громил отряды боевиков в горах и лесах, Ахмат Кадыров пользовался этим, чтобы в рамках кампании по 'чеченизации войны' затянуть в свою службу безопасности гонимых ими масхадовских боевиков. Причем делалось это не так, как это положено по процедуре амнистии - то есть через милицию, прокуратуру и суд. Ибо через такое решето большинству боевиков, особенно замешанных в терроризме, пройти было сложно. Нет, пользуясь предоставленными им широкими полномочиями, Ахмат Кадыров, а затем и Рамзан, в массовом порядке принимали в свою службу безопасности 'повинные головы' без участия суда и прокуратуры. Соответственно, эти люди не подчинялись федеральным структурам, признавая только своего 'командира взвода' Рамзана Кадырова. Они-то и сделали Рамзана хозяином Чечни. Поскольку, когда в мае 2004 года в результате теракта погиб президент Чечни Ахмат Кадыров, Москва была просто вынуждена поднять статус Рамзана с командира взвода до вице-премьера - никто другой в Чечне не смог бы заставить этих людей служить себе. А время для Москвы настало тяжелое - в июне басаевские боевики атаковали Ингушетию, в августе взорвали два пассажирских самолета, вылетевших из Москвы в Волгоград и Сочи, а в сентябре был Беслан. И если бы в это время к боевикам Шамиля Басаева присоединились бы еще шесть тысяч бывших боевиков из службы безопасности чеченского президента, то война в Чечне могла бы вспыхнуть заново. Именно так Рамзан Кадыров и выиграл мир в Чечне. Так что тактически Москва поступила тогда правильно. А вот стратегически она, пожалуй, упустила ситуацию из-под контроля. Ибо сегодня, через пять лет после тех событий, приходится констатировать, что теперь под контролем Рамзана Кадырова находится уже не только его собственная служба безопасности президента Чечни, но и вся прочая силовая инфраструктура республики - ведь конфликт между Рамзаном Кадыровым и кланом Ямадаевых завершился не только гибелью двух братьев Ямадаевых, но и роспуском приписанного к министерству обороны батальона 'Восток'. А ведь согласно российской Конституции силовые структуры в любой российской республике должны контролироваться отнюдь не главой региона, а федеральным министерством. По большому счету именно это и заставляет российских силовиков колебаться с отменой КТО в Чечне - они не доверяют людям Рамзана.
Москва действительно добилась с помощью Рамзана Кадырова значительного успеха в Чечне - как показал опыт глобальной войны с терроризмом, американцам обычно выигрывать мир значительно сложнее, чем выигрывать войну. При этом объяснить кадыровский успех одним лишь терроризмом невозможно. Достаточно сравнить его успех с провалом Мурата Зязикова в соседней Ингушетии, чтобы увидеть это. Нет, главной составляющей успеха Рамзана стало то, что он, в отличие от Зязикова, сумел найти общий язык с частью боевиков и привлечь их на свою сторону. Вот только боюсь, что ему это так легко удалось лишь потому, что они оказались единомышленниками. И теперь, когда Кадыров-младший установил в Чечне свой культ личности, он столь же легко приступил здесь к насаждению исламских ценностей - временами совершенно неприемлемых для цивилизованного общества в целом и российского в частности. 'Президент Чечни с леденящим кровь спокойствием разъяснил, почему семь молодых женщин, найденные застреленными в ноябре, заслуживали смерти. По словам Рамзана Кадырова, это были безнравственные женщины, и родственники мужского пола правомерно убили их, защищая честь семьи', - сообщила International Herald Tribune в начале марта. Добавив к этому, что Рамзан также объяснил журналистам, что 'если кто-то говорит, что мне нельзя быть мусульманином, он мне враг'. Характерно, что никакой реакции со стороны российской прокуратуры так и не последовало - верная своим традициям Москва не только не защищает чеченцев от произвола власти, она не защищает здесь даже свои законы. Причина подобного равнодушия объясняется, видимо, тем, что в российской политике отсутствуют какие-либо идеологические ценности. Это Америка ведет свою войну во имя демократии, а в России для власти важна лишь стабильность и спокойствие, к ценностям она равнодушна. Поэтому она и отдала Чечню на откуп Рамзану Кадырову и бывшим масхадовским боевикам. А то, какой режим они там установили, ей, по большому счету, все равно.