Вчера Барак Обама пережил свое первое "испытание в три часа ночи" (своеобразный тест на президентскую силу характера), когда Северная Корея произвела испытательный пуск своей ракеты большой дальности. На самом деле, была половина пятого утра, когда помощники Обамы разбудили его в номере пражского отеля, чтобы рассказать о случившемся, а затем сразу же опубликовать заявление с осуждением произведенного пуска.
Если бы не прерванный сон (а это была первая ночь полновесного сна с того момента, как Обама начал в прошлый вторник свое напряженнейшее зарубежное турне), то американский президент мог бы даже обрадоваться выбранному для запуска ракеты времени. Действительно, если бы такая идея не была совершенно неправдоподобной, то обозревателям можно было бы простить их мысли о том, что Ким Чен Ир (Kim Jong-il) благосклонно подгадал с этим пуском, дабы он совпал по времени с большой речью Обамы по вопросу нераспространения ядерного оружия.
В этой речи, которую он произнес пять часов спустя перед собравшейся 20-тысячной толпой машущих американскими флажками чехов, Обама изложил самый смелый президентский план контроля вооружений с того момента, как в 1986 году Рональд Рейган предложил уничтожить все ядерное оружие. Предложение, с которым он выступил во время неофициальной встречи с Михаилом Горбачевым, застало помощников Рейгана врасплох.
В отличие от заявления Рейгана, предложение Обамы о создании мира, свободного от ядерного оружия, является плодом многомесячной подготовки, и его поддерживают такие люди как бывший госсекретарь-республиканец Генри Киссинджер (Henry Kissinger) и бывший сенатор-демократ Сэм Нанн (Sam Nunn).
Говоря о последнем опасном шаге Ким Чен Ира в контексте своего плана из трех пунктов, Обама сказал: "Правила должны быть обязательными для выполнения. За нарушение правил необходимо наказывать : Мир должен совместными усилиями предотвращать распространение этих вооружений. Пришло время для мощного международного ответа".
Критики Обамы истолкуют прозвучавшие во вчерашней речи предложения как свидетельство наивного идеализма молодого президента, а также как новое доказательство того, что он переоценивает свои силы. Однако официальные представители США утверждают, что это выступление даст практические результаты, укрепив позиции Америки в Совете Безопасности ООН, где Россия и Китай неоднократно выступали против жестких действий в отношении Северной Кореи и Ирана.
Обама пообещал три вещи. Во-первых, он сказал, что Америка будет стараться выполнить свои обязательства в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия от 1968 года. Согласно общему убеждению, этот договор закрепил статус ядерной державы за пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН, но в то же время обязал их бороться за ликвидацию ядерного оружия вообще. По сути дела, вчера Обама просигнализировал о том, что осознает наличие двойных стандартов в этом договоре.
Пхеньян и Тегеран часто указывают на лицемерный характер данного договора, оправдывая этим свои действия по производству ядерных материалов. Северная Корея из этого договора вышла. Иран пригрозил сделать то же самое. "Мы пытаемся закрепиться на высоких нравственных позициях", - заявил координатор Белого Дома по контролю вооружений Гэри Сеймур (Gary Samore).
Во-вторых, Обама пообещал "немедленно и агрессивно" начать подталкивать Сенат к ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия. В конце 90-х Биллу Клинтону так и не удалось провести этот договор через Конгресс США, а Джордж Буш объявил его неприемлемым ограничением американского суверенитета.
Хватит ли у Обамы влияния, чтобы добиться от своих бывших коллег по Сенату утверждения данного договора- это вопрос вторичный. Главное сейчас - это "высокие нравственные позиции", на которых президент надеется закрепиться в ООН и на прочих форумах благодаря своему вчерашнему заявлению. "После пяти с лишним десятков лет переговоров пришла пора проверить, можно ли, в конце концов, запретить ядерное оружие", - сказал он.
В-третьих, Обама предложил заключить договор о запрещении производства расщепляющихся материалов, к которому должны присоединиться имеющие ядерное оружие страны, отказавшиеся подписать Договор о нераспространении ядерного оружия, включая Индию, Пакистан и Израиль. Обама выступил и с другими предложениями, например, о создании международного банка ядерного топлива для мирных нужд в целях обеспечения таким топливом стран, придерживающихся положений этого договора. Он предложил выделять больше средств расположенному в Вене Международному агентству по атомной энергии, а также активизировать действия по предотвращению утечки ядерных материалов, могущих попасть в руки террористов.
Многие из этих предложений могут оказаться неприемлемыми. Не исключено, что такие страны как Китай и Россия обидятся на Обаму за его подтвержденное стремление создать систему противоракетной обороны. Это станет еще одним эхом из времен Рейгана, чья вера в "звездные войны" оказалась непреодолимым препятствием для Горбачева.
Тем временем, госсекретарь Обамы и его бывшая соперница по предвыборной гонке в рядах демократов Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) вчера ночевала в том же самом отеле, что и президент. Во время первичных выборов в демократической партии Клинтон утверждала, что Обама слишком неопытен, и ему нельзя доверять с этим "телефонным звонком в три часа ночи", к которому должен быть готов каждый президент.