Пять месяцев назад противник одиозного президента Чечни Рамзана Кадырова, застреленный на прошлых выходных наемным убийцей, предсказал свою жестокую смерть.
Сулим Ямадаев, убитый в Дубае тремя выстрелами, в прошлом году заявил, что власти Чечни, в которой правит Кадыров, послали за его головой отряд убийц.
'Из Чечни направлена спецгруппа, 12 человек, как бы для моего ареста, но у них задача живым меня не брать', - сказал Ямадаев в своем последнем интервью, данном в ноябре.
'Против меня - Рамзан Кадыров, который действует, ссылаясь на Владимира Путина... Мне не очень в это верится, мне кажется, что Кадыров... использует его имя в своих целях'.
В своем интервью Ямадаев, в то время вынужденный скрываться, сказал, что убийцам было приказано застрелить его и объявить, что он погиб при задержании.
Опасаясь за свою жизнь, 35-летний Ямадаев тайно переехал вместе с женой и шестью детьми в Дубай, где поселился в роскошном жилом комплексе. В день убийства он должен был посетить врача. Он шел к машине в сопровождении двух телохранителей, когда ожидавший его в подземном гараже комплекса убийца открыл огонь. Здоровяк-чеченец, переживший по меньшей мере пять попыток покушения, был ранен в грудь и в живот.
Его спешно отвезли в больницу, в которой он вскоре и скончался. Полиция Дубая утверждает, что она уже арестовала главного подозреваемого.
Тейп Ямадаевых считался одним из самых могущественных кланов Чечни. Как и тейп Кадыровых, в первую чеченскую войну они воевали с русскими, но позднее сменили сторону и начали сражаться на стороне Москвы с повстанцами-исламистами. Когда молодой президент Кадыров начал укреплять свою власть, два соперничающих клана столкнулись.
32-летний Кадыров объявил Ямадаева преступником и потребовал его ареста, несмотря на то, что Кремль наградил их обоих высшей российской военной наградой - званием Героя России. Доказательств связи Кадырова с убийством нет, а полиция Дубая не исключает, что к преступлению была причастна организованная преступность.
Ямадаев уже шестой противник Кадырова, убитый за последние шесть месяцев. В сентябре старший брат Сулима Ямадаева Руслан, тоже герой России и вдобавок бывший член парламента, был застрелен в собственном 'Мерседесе', стоявшем на светофоре недалеко от британского посольства в Москве.
Драматический момент, когда убийца подошел к машине и сделал несколько выстрелов, зафиксировала камера видеонаблюдения, однако преступник так и не был найден. Руслан был видным противником Кадырова, который, однако, отрицает всякую причастность к его смерти.
После этого в Стамбуле застрелили еще двоих чеченских изгнанников (оба - из бывших повстанцев). Затем пришел черед умереть бывшему повстанцу Умару Исраилову, некоторое время вынужденно служившему охранником Кадырова. В январе он был убит в Вене, где ему было предоставлено политическое убежище.
По словам Исраилова, чеченский президент пытал его. Он также утверждал, что за время службы в охране Кадырова он не раз становился свидетелем актов жестокости, в том числе внесудебных убийств. Оказавшись на Западе, он мог стать опасным.
За несколько недель до смерти Исраилов говорил, что по его следам из Чечни были отправлены убийцы. Он просил защиты у австрийской полиции, однако на его просьбы тогда не обратили внимания.
Затем настала очередь бывшего вице-мэра Грозного (чеченской столицы) Гилани Шепиева, уволенного Кадыровым.
'У всех у них было темное прошлое и изрядное число врагов, поэтому трудно сказать с уверенностью, кто именно их убил, и были ли связаны их смерти, - прокомментировал события один из чеченских изгнанников. - Тем не менее, очевидно одно: все они по разным причинам были противниками Кадырова'.
'Его имиджу не слишком идут на пользу эти гибели. Он, конечно, сказал бы, что за тем их и убивают, чтобы очернить его имя'.
В ноябре 2006 года в Москве 50 сотрудников кадыровской милиции застрелили полевого командира Мовлади Байсарова, пошедшего против президента.
'Кто убил моего брата, я подозреваю, но говорить пока не хочу', - заявляет младший брат Сулима и Руслана Иса Ямадаев.
В прошлом году Иса, жизнь которого также по слухам находится в опасности, говорил, что, как сообщил ему близкий к Кадырову источник, имена обоих его братьев внесены в список на устранение.
А всего четыре года назад я вместе с тяжеловооруженными бойцами Сулима Ямадаева, скрывавшими лица под масками, участвовал в рейде против повстанцев. Тогда они, паля из своих AK-47, ворвались в сельский дом и увели оттуда человека, который, как они утверждали, был связан с боевиками. Его дальнейшая судьба осталась неизвестной.
'Война в Чечне закончилась, однако, учитывая неприглядную сущность многих заметных в этом регионе фигур, кровавое сведение счетов будет продолжаться и дальше', - считает один из бывших кремлевских чиновников.
'Это была отвратительная война, и ее последствия будут очень грязными'.