3-4 апреля Североатлантический Альянс отмечал свое 60-летие в парадоксальной атмосфере. В то время как среди двадцати восьми стран-членов НАТО преобладал консенсус, город Страсбург переживал нечто вроде полицейской осады, поскольку тысячи демонстрантов горели желанием продемонстрировать свое несогласие с военной политикой, воплощением которой является альянс.
На этом саммите Североатлантического Альянса доминировала личность Барака Обамы. Это объясняется харизмой нового президента США и его умением слушать. Однако главы стран-членов НАТО искали его общества еще и потому, что президент США пользуется статусом primus inter pares, первый среди равных.
Коллективное желание начать трансатлантические отношения с белого листа проходило красной строкой через весь саммит. Союзники, стремящиеся продемонстрировать единство взглядов с Вашингтоном, без колебаний поддержали новую американскую стратегию в отношении Афганистана, тем более что курс США, кажется, все дальше уклоняется от милитаристской стратегии, поборником которой был Джордж Буш.
Отношения с Россией также подчеркивают стремление к обновлению. Во-первых, потому что уроки саммита в Бухаресте годичной давности и войны в Грузии, имевшей место летом 2008 года, были усвоены: Россия - незаменимый партнер. А значит больше и речи быть не может о том, чтобы продолжать процесс расширения НАТО, приняв в нее Грузию и Украину.
Это не означает, что нужно позабыть о 'глубоких разногласиях' с Москвой (в частности по вопросу Абхазии и Южной Осетии), однако, следует уделять больше внимания различным аспектам стратегического партнерства между альянсом и Россией: стабилизация ситуации в Афганистане, разоружение и нераспространение оружия массового уничтожения, противоракетная оборона, Иран, борьба с терроризмом, наркотрафиком и пиратством. В подходе к решению всех этих вопросам должен превалировать прагматизм.
Возвращение Франции в структуру объединенного командования НАТО, бывшее предметом долгих обсуждений, прошло, как подчеркнули в Елисейском дворце до начала саммита, практически незаметно - ему посвятили всего две из 600 строк в итоговом коммюнике. Это не означает, что Вашингтон не видит пользы, которую принесет нормализация присутствия Франции в НАТО, совсем напротив. Зато не исключено, что Париж переоценил выгоды от этого шага: в смягченном напоминании о необходимости 'более сильной и эффективной' европейской обороны, так и не прозвучали предложения, выдвинутые Николя Саркози.
Франция вернулась, но насколько этот факт способствует обновлению отношений между Европейским Союзом и НАТО? Обе организации ни на йоту не продвинулись в решении вопроса о том, как в будущем будут распределены роли в деле обеспечения безопасности. Европейская оборона выдохлась, а вовлеченность НАТО в афганский конфликт становится все глубже. Европейцы, понимая, что на кону престиж альянса, поддерживают американцев в их усилиях, однако надеются на 'стратегию выхода' из страны.
Барак Обама с удовлетворением отметил обещания военной помощи со стороны европейских стран. Белый Дом озвучил цифру в 5000 солдат, которые присоединятся к 21 000 американских военнослужащих, планируемых к отправке в Афганистан до лета. Однако саммиты НАТО известны своими 'инфляционными' тенденциями - в конечном итоге эксперты альянса с трудом приходят к цифре в 3 500 человек.
И вот, что хотелось бы еще добавить: о вкладе европейских стран в афганскую операцию стало известно не вчера, и большинство европейских солдат покинут Афганистан по окончании выборного периода. А это означает, что дисбаланс между европейскими и американскими военными силами в Афганистане усилится в пользу США, что не сможет не оказать влияния на ход войны. И это не единственный элемент, ведущий к американизации конфликта.
Петагон усилит свои военные операции, пусть даже они будут ограничиваться ударами беспилотных летательных аппаратов по убежищам талибов и их единоверцев из Аль-Каиды на территории Пакистана. Это распространение конфликта на территорию соседней нестабильной страны сознательно игнорируется европейцами под тем предлогом, что осуществляемые там операции проводятся в рамках операции 'Незыблемая свобода', целью которой является борьба с терроризмом, и которую проводят американцы, а не НАТО.
Однако не стоит упускать из виду, что военные операции в настоящее время проводятся под американским командованием. Одобрив новую стратегию США в отношении Афганистана, европейцы могут в один прекрасный день пожалеть, что дали Вашингтону карт-бланш. 'Мы признали, что наша правая рука не будет знать, что творит левая', - сказал представитель одной из европейских стран в НАТО.