Новость о закрытии автомобильного завода ИжАвто стало тяжелым ударом для города Ижевска и его 613 000 обитателей. ИжАвто, первая жертва российского автомобилестроительного сектора, остановит свои конвейеры в конце апреля: 5000 рабочих и служащих будут уволены (им выплатят компенсацию в размере двухмесячной заработной платы), а 500 человек (электрики, техники, сторожа) останутся, чтобы присматривать за заводскими помещениями.
Рабочие ИжАвто долго верили в чудо. Руководство завода, губернатор и даже председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин обещали им то нового владельца, то государственную помощь. Чуда не произошло. Предполагаемый новый владелец - тольяттинский завод АвтоВАЗ (25% акций которого принадлежат французской Renault) обременен собственными долгами (572 миллионов евро). Автомобилестроительный гигант - 120 000 сотрудников, 1,4 миллиона 'Лад' ежегодно сходят с его конвейеров - АвтоВАЗ получит помощь от государства, ИжАвто - нет.
'Все же 5 000 человек, это не пустяки! Тысячи семей останутся без денег. Автозавод - рабочий квартал - погрузится в депрессию', - говорит Татьяна, занимающаяся в Ижевске розничной продажей одежды.
Ижевск, промышленный центр на Урале, расположенный в 1 129 километрах от Москвы, находится в тяжелой ситуации. Сотрудники 'Ижмаша', где производятся 'калашниковы', уже несколько месяцев не получают зарплату; 'Ижнефтемаш', производитель нефтепромыслового оборудования, был вынужден отправить 700 человек на досрочную пенсию, механический завод находится в полном упадке. 'Людям едва хватает денег на еду, они себе отказывают во всем необходимом. Нас, мелких торговцев, это тоже затронуло', - продолжает свой рассказ Татьяна. Она указывает на таблички с надписью 'помещение сдается', которых на улицах несметное количество. 'У всех долги', - говорит она. В последнее время рост российской экономики обуславливался двумя факторами -стоимостью барреля и 'легкими' кредитами. После того как стоимость барреля резко упала, схема экономического роста путинской эпохи (2000-2008) развалилась.
Ужесточение условий кредитования привело к снижению объемов продаж автомобилей в России, втором по величине рынке в Европе, о котором говорили, как о будущем эльдорадо автомобильного сектора. В феврале 2009 года объемы продаж упали на 38% по сравнению с февралем 2008 года. За последние шесть месяцев большинство автомобилестроителей заморозили производство. На ИжАвто конвейеры стали работать на малых оборотах. 'Территория завода опустела, можно было услышать пролетающую муху', - рассказывает Коля, токарь, оказавшийся безработным за пять лет до пенсии.
Обыск рабочих
Завод со своими четкими рядами цехов и опрятным фасадом на протяжении долгого времени символизировал благополучные года плановой экономики. Построенный в 1965 году на окраине Ижевска, ИжАвто производил 'Лады', машины, пользовавшиеся большим спросом у среднего класса. На заводе работало 15 000 человек. В то время любой советский гражданин готов был в лепешку разбиться, лишь бы получить, после пяти лет ожидания, заветную 'Ладу'.
Однако 'Лада' не выдержала конкуренции с иномарками, которые россияне стали активно покупать, когда появилось потребительское кредитование. ИжАвто выкупила у государства группа компаний 'СОК', непрозрачная самарская (регион Волги) структура, возглавляемая Юрием Качмазовым, одним из самых таинственных российских бизнесменов. Завод прекратил выпуск 'Лад' (21 000 в 2007 году) и в 2007 году начал собирать автомобили южнокорейской марки Kia (49 000).
'Все, даже винтики, привозились из Южной Кореи. Мы только занимались сборкой и покраской кузовов', - объясняет молодой слесарь-монтажник Роман. После начала кризиса и девальвации рубля (-35%), запчасти, цены на которых фиксированы в долларах, стали недоступны. Завод влез в долги (266 миллионов евро), и производство Kia остановилось. Роман в январе отработал одну неделю из четырех и получил зарплату в 4 500 рублей (100 евро). В конце февраля Роман написал заявление об уходе.
Без сожалений. 'Атмосфера была как в тюрьме. Рабочих при любом передвижении по территории завода обыскивали', - рассказывает он. По мнению Романа, завод находится на грани краха из-за плохого управления. Группа 'СОК' направляла из Самары множество собственных охранников. 'Грубияны, которые плохо обращались с сотрудниками. Один из них сломал руку работнице, которая замешкалась с предъявлением пропуска. Их было слишком много, обходились они слишком дорого, и были абсолютно бесполезными', - считает Роман.