Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кризис добрался до уральского Ижевска

Кризис добрался до уральского Ижевска picture
Кризис добрался до уральского Ижевска picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Новость о закрытии автомобильного завода ИжАвто стало тяжелым ударом для города Ижевска и его 613 000 обитателей. ИжАвто, первая жертва российского автомобилестроительного сектора, остановит свои конвейеры в конце апреля: 5000 рабочих и служащих будут уволены (им выплатят компенсацию в размере двухмесячной заработной платы), а 500 человек (электрики, техники, сторожа) останутся, чтобы присматривать за заводскими помещениями

Новость о закрытии автомобильного завода ИжАвто стало тяжелым ударом для города Ижевска и его 613 000 обитателей. ИжАвто, первая жертва российского автомобилестроительного сектора, остановит свои конвейеры в конце апреля: 5000 рабочих и служащих будут уволены (им выплатят компенсацию в размере двухмесячной заработной платы), а 500 человек (электрики, техники, сторожа) останутся, чтобы присматривать за заводскими помещениями.

Рабочие ИжАвто долго верили в чудо. Руководство завода, губернатор и даже председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин обещали им то нового владельца, то государственную помощь. Чуда не произошло. Предполагаемый новый владелец - тольяттинский завод АвтоВАЗ (25% акций которого принадлежат французской Renault) обременен собственными долгами (572 миллионов евро). Автомобилестроительный гигант - 120 000 сотрудников, 1,4 миллиона 'Лад' ежегодно сходят с его конвейеров - АвтоВАЗ получит помощь от государства, ИжАвто - нет.

'Все же 5 000 человек, это не пустяки! Тысячи семей останутся без денег. Автозавод - рабочий квартал - погрузится в депрессию', - говорит Татьяна, занимающаяся в Ижевске розничной продажей одежды.

Ижевск, промышленный центр на Урале, расположенный в 1 129 километрах от Москвы, находится в тяжелой ситуации. Сотрудники 'Ижмаша', где производятся 'калашниковы', уже несколько месяцев не получают зарплату; 'Ижнефтемаш', производитель нефтепромыслового оборудования, был вынужден отправить 700 человек на досрочную пенсию, механический завод находится в полном упадке. 'Людям едва хватает денег на еду, они себе отказывают во всем необходимом. Нас, мелких торговцев, это тоже затронуло', - продолжает свой рассказ Татьяна. Она указывает на таблички с надписью 'помещение сдается', которых на улицах несметное количество. 'У всех долги', - говорит она. В последнее время рост российской экономики обуславливался двумя факторами -стоимостью барреля и 'легкими' кредитами. После того как стоимость барреля резко упала, схема экономического роста путинской эпохи (2000-2008) развалилась.

Ужесточение условий кредитования привело к снижению объемов продаж автомобилей в России, втором по величине рынке в Европе, о котором говорили, как о будущем эльдорадо автомобильного сектора. В феврале 2009 года объемы продаж упали на 38% по сравнению с февралем 2008 года. За последние шесть месяцев большинство автомобилестроителей заморозили производство. На ИжАвто конвейеры стали работать на малых оборотах. 'Территория завода опустела, можно было услышать пролетающую муху', - рассказывает Коля, токарь, оказавшийся безработным за пять лет до пенсии.

Обыск рабочих

Завод со своими четкими рядами цехов и опрятным фасадом на протяжении долгого времени символизировал благополучные года плановой экономики. Построенный в 1965 году на окраине Ижевска, ИжАвто производил 'Лады', машины, пользовавшиеся большим спросом у среднего класса. На заводе работало 15 000 человек. В то время любой советский гражданин готов был в лепешку разбиться, лишь бы получить, после пяти лет ожидания, заветную 'Ладу'.

Однако 'Лада' не выдержала конкуренции с иномарками, которые россияне стали активно покупать, когда появилось потребительское кредитование. ИжАвто выкупила у государства группа компаний 'СОК', непрозрачная самарская (регион Волги) структура, возглавляемая Юрием Качмазовым, одним из самых таинственных российских бизнесменов. Завод прекратил выпуск 'Лад' (21 000 в 2007 году) и в 2007 году начал собирать автомобили южнокорейской марки Kia (49 000).

'Все, даже винтики, привозились из Южной Кореи. Мы только занимались сборкой и покраской кузовов', - объясняет молодой слесарь-монтажник Роман. После начала кризиса и девальвации рубля (-35%), запчасти, цены на которых фиксированы в долларах, стали недоступны. Завод влез в долги (266 миллионов евро), и производство Kia остановилось. Роман в январе отработал одну неделю из четырех и получил зарплату в 4 500 рублей (100 евро). В конце февраля Роман написал заявление об уходе.

Без сожалений. 'Атмосфера была как в тюрьме. Рабочих при любом передвижении по территории завода обыскивали', - рассказывает он. По мнению Романа, завод находится на грани краха из-за плохого управления. Группа 'СОК' направляла из Самары множество собственных охранников. 'Грубияны, которые плохо обращались с сотрудниками. Один из них сломал руку работнице, которая замешкалась с предъявлением пропуска. Их было слишком много, обходились они слишком дорого, и были абсолютно бесполезными', - считает Роман.