Соединенные Штаты заявили, что 'пришло время нажать кнопку перезагрузки и вернуться ко многим вопросам, по которым мы можем и должны работать вместе с Россией'. Европейский Союз ведет с Москвой переговоры по энергетике, безопасности, вопросам охраны окружающей среды и экономическим связям. Тем временем, правительство Харпера вызывает к жизни призраки 'холодной войны' и пугает детей сказками о российских бомбардировщиках и возродившихся войсках КГБ, готовых атаковать Оттаву из Арктики.
За последний год Стивен Харпер (Stephen Harper) и российский президент Дмитрий Медведев провели много часов на саммитах 'большой восьмерки' и 'большой двадцатки', но так и не нашли время, чтобы обсудить канадско-российские отношения. Г-н Харпер не только не может найти кнопку перезагрузки - похоже, что он хочет сломать компьютер.
Российский посол в Канаде Георгий Мамедов недавно попытался внести оптимистичную ноту в наши отношения, заметив, что, несмотря на страстную риторику канадских политиков, связи на уровне рабочих групп довольно хороши. Скорее всего, г-н Мамедов был великодушен к принимающей стороне. Несмотря на огромное число общих интересов и целей, в Оттаве не происходит никакой значимой координации существующих программ и политики в отношении России, не говоря уже о движении вперед, к новым возможностям.
На самом деле, мы движемся назад. Под руководством правительства Харпера, Канадское агентство международного развития (Canadian International Development Agency) забросило все свои российские программы, по существу аннулировав 15 лет, потраченных на создание сильного и желанного присутствия в России. Более того, в прошлом году Оттава остановила единственную программу обмена студентами и учеными, которая позволяла россиянам и канадцам сотрудничать по ряду вопросов, начиная с арктических исследований и заканчивая сотрудничеством в сфере НПО и продвижения демократических и экономических реформ.
Мы наконец-то работали как партнеры, чтобы обеспечить ключевые политические и экономические интересы и влияние Канады, когда Оттава перекрыла кислород - по иронии, это случилось именно тогда, когда Россия начала оказывать программе финансовую поддержку. Мы делились нашими подходами к вопросам защиты окружающей среды, работы с молодежью, социальным программам и программам здравоохранения и добивались принятия канадских ценностей по лучшему управлению и плюрализму.
К сожалению, правительство Харпера, похоже, не понимает, какое эффект окажет выход из этой программы. К счастью, однако, деловое сообщество Канады лучше политических руководителей понимает важность канадско-российских перспектив. Например, объем торговли между двумя странами продолжает расти. 'Большинство наших членов готовы к долгосрочным инвестициям в России, как в промышленности, так и в сфере добычи полезных ископаемых, секторе потребительских товаров или оказания услуг', говорит Пьер Кумберлеж (Piers Cumberlege), председатель Деловой ассоциации 'Канада-Евразия-Россия' (Canada Eurasia Russia Business Association (CERBA).
С точки зрения России, ценится то, что канадцы принимают участие в социальных и образовательных проектах, а также делают диверсифицированные инвестиции в российскую экономику вместо того, чтобы просто добывать полезные ископаемые. Это дало канадским компаниям хороший доступ к людям, принимающим решения в России. Мы строили доверительные отношения в России - на самом деле канадских исследователей и ученых часто просят проконсультировать некоторые из наиболее важных российских ведомств, включая Государственную Думу и президентскую администрацию. Канадцы работают с россиянами над правовыми и административными реформами, которые могут привести к более сильной диктатуре закона. Канадские НПО и частный сектор работают на севере, помогая разрабатывать новые программы по борьбе с проблемами молодежи и принося канадскую экспертизу в самый центр российской политической системы.
Несмотря на политические заморозки в отношениях Оттавы и России, на рабочем уровне остаются продуктивные отношения. Министерство национальной обороны может рассказать вам, что жизни канадских солдат были спасены, благодаря информации по Афганистану, которой поделилась Россия. Министерство сельского хозяйства, Агентство по индейским и северным делам, Казначейство и министерство юстиции принимают участие в проектах в России.
А на уровне провинций некоторые политические лидеры самостоятельно занимаются построением отношений. Премьер Квебека Жан Шаре (Jean Charest) решил в одностороннем порядке увеличить экономическое присутствие свое провинции в России, и ожидается, что в скором времени он возглавит делегацию, которая посетит эту страну. На этой неделе премьер Онтарио Далтон Макгуинти (Dalton McGuinty) приветствовал делегацию российских экспертов по нанотехнологиям; его правительство также поддерживает улучшение отношений с Россией.
Но на федеральном уровне, где мы крайне нуждаемся в сотрудничестве с Россией по вопросам борьбы с терроризмом, распространения ядерного оружия, отмывания денег, торговли наркотиками, изменения климата и многим другим, наши политические руководители просто отсутствуют.
Учитывая тот факт, что активное сальдо нашего торгового баланса уменьшается, для Канады в России есть большие экономические возможности. Чтобы использовать эти возможности, нам нужно участие политических лидеров, особенно в ключевых сферах общих интересов: полезные ископаемые, Арктика, экономия энергии, лесное и сельское хозяйство.
Конечно же, на России тоже лежит часть вины за наши прохладные отношения. На лондонском саммите 'большой двадцатки' г-н Медведев мог бы взять инициативу в свои руки и побеседовать с г-ном Харпером, но, учитывая антироссийскую риторику нашего премьер-министра, понятно, почему он [Медведев] этого не сделал. Но россияне также должны быть в курсе канадской реакции на такие самовозвышающие трюки, как установка российского флага на морском дне в районе Северного полюса. Подобные трюки помогут помочь поддержать национальную гордость внутри страны, но с точки зрения международных отношений это было бессмысленно, а в качестве элемента внешней политики даже контрпродуктивно.
Нам нужно строить отношения с ясными целями, а не заниматься пиар-трюками.
Хорошие новости состоят в том, что еще не поздно что-то изменить. Оттава может поменять тон своих отношений с Россией. Правительство Харпера может разработать всестороннюю стратегию в отношении России, дав министерствам, частному сектору, НПО и ученому сообществу четкое понимание того, куда движутся эти отношения. Правительству следует создать совместный Канадско-Российский Траст-Фонд (в любой форме, под покровительством либо Канадского агентства международного развития, либо министерства иностранных дел, или как государственно-частное предприятие), чтобы поддерживать совместные программы в ключевых сферах, таких как бизнес, диктатура закона, мобильность и хорошее управление.
Оттава также должна создать консультативный механизм, позволяющий привлекать неправительственный сектор, деловое сообщество и население к продвижению своих взглядов, идей и контактов, позволяющих более эффективно утилизировать имеющиеся ресурсы.
Возможно, что существуют некоторые краткосрочные политические выгоды от конфронтационного подхода к России. Но если Канада собирается играть на мировой сцене - что нужно нам для блага всех канадцев - то наши политические лидеры должны сделать свой подход [к России] более вдумчивым и усовершенствованным, чем он был до сих пор.
Петр Дуткевич является директором Центра по корпоративному и правительственному управлению в Университете Карлтона (Carleton University), а также членом национального правления CERBA.