ХХ век - вопреки прогнозам многих философов и историков - стал эпохой национальных движений и национального возрождения, которое охватило (совсем не внезапно и небезосновательно) все без исключения континенты Земли. Именно ценности и чувства самых разнообразных национальных сообществ человечества оказались той силой, которую не учли основоположники марксистского учения (вспомните 'Манифест Коммунистической партии' с его знаменитым лозунгом: 'Пролетарии не имеют Отечества'), о которую разбились пророчества идеологов 'мировой революции' и, совсем не исключено, разобьются еще - во всяком случае, частично - планы ультраглобализаторов, которым кажется, что они уже определили будущее всего человечества сейчас, в XXI веке.
С другой стороны, нацизм, фашизм, расизм, все другие тоталитарные, тиранические и человеконенавистнические доктрины недалекого прошлого всегда спекулировали и паразитировали именно на национальных чувствах людей, превращая эти чувства в комплекс злобной и слепой ненависти к 'чужим', 'враждебным', 'низшим' и 'неполноценным народам'. Но ведь истиной (выстраданной человечеством действительно в невиданных муках) является то, что каждый без исключения народ является сокровищем нашей планеты, украшением мировой цивилизации, богатство культуры человечества - это богатство наций, которые эту культуру образовывают. Это в полной мере касается и Украины, истории и культуры ее народа, нашей национальной идеи. Какой вид должна принять эта идея в условиях глобализации III тысячелетия в контексте исторического опыта Украины и Европы в целом? Является ли национальная идея умозрительной абстракцией или, наоборот, вполне конкретным и реальным социальным проектом? Как выглядит национальная идея и идея общественного прогресса в наследии и произведениях выдающихся мыслителей Украины? Об этом корреспонденту 'Дня' рассказал украинский философ, профессор, доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии имени Г.С.Сковороды НАН Украины, постоянный автор и друг нашей газеты Сергей Борисович Крымский.
- Глубокоуважаемый Сергей Борисович! По всей вероятности, начать разговор на эту тему стоит с такого вопроса. Почему почти за два десятилетия существования независимой Украины и, соответственно, обсуждения украинской национальной идеи специалисты и широкая общественность - участники обсуждения - не достигли каких-либо определенных результатов, и, следовательно, эта проблема остается без ответа - во всяком случае, в четко сформулированном виде? Каково ваше мнение?
- Надо отметить, что ответ на указанную вами проблемную ситуацию будет в то же время и решением ее. Дело в том, что украинская национальная идея очень часто понимается как та или иная идеологическая концепция, т.е. трактуется в духе определенных абстракций. Здесь дает себя знать представление о национальной идее как чисто философском концепте, который может воплощать различные мысли, предложения и представления. На самом деле же, как нам кажется, национальная идея - это культурный экстракт истории нации, это проблема национальной социальности, которая характеризует не просто концептуальные построения, а императивы, которые определяются историческим опытом. Национальная идея - это в первую очередь социальный проект, о котором можно говорить в меру его реализации, в меру его соответствия общественному развитию того или иного этноса, определенному типу социальности.
С такой социальностью лидера 'индустриального мира' была связана, например, национальная стратегия Англии. В свою очередь национальная стратегия Германии определялась геополитическим утверждением Германской империи, исторической базой которой считалась империя Карла Великого. Французская нация проектировала себя как культурного лидера европейской цивилизации. Испанская и итальянская национальные стратегии связывались с социальными стратегиями папства, Католической церкви вообще.
Идеалы русской нации характеризовались социальными претензиями евразийства с его византийской преемственностью 'Третьего Рима'.
- Очевидно, уместно будет сейчас перейти к Украине, к ее национальным идеалам, которые исторически формировались в тесном взаимодействии с европейской культурой?
- Императивы развития украинской нации связывались еще со времен Сковороды (XVIII век) с 'Республикой Духа' (по его собственному выражению) - с проектом, который исторически пополнялся цивилизационным содержанием в ходе приобщения Украины к социальному и научному прогрессу. Важно помнить, что ни одна страна не выходила из кризисных ситуаций только благодаря материальным факторам. Здесь главную роль играли социальные потребности создания государства и религиозного развития. Если же говорить об отечественной истории, то с началом эпохи Руины (60-е годы XVII века) развитие украинской нации характеризовалось двуединством задач. Одна из них диктовалась военной защитой гетманского государства, а другая - осознанием недостаточности 'военно-конного' решения проблем национальной жизни. Эта задача требовала приобщения к европейскому культурному движению, мировой культуре как таковой.
В результате на смену пропаганде языка как 'меча духовного' (по выражению Лазаря Барановича) приходит капитальная культурная реформа украинской жизни, которая разрабатывалась Петром Могилой, Феофаном Прокоповичем, Мелетием Смотрицким, Сильвестром Косовым, Касияном Саковичем и К.Транквилионом Ставровецким. Эта реформа предусматривала синтез восточнославянской и европейской культуры, привлечение латинской учености и переход на западноевропейские программы образования.
Воплощением этого проекта и стала Киево-Могилянская академия и многочисленные Братские школы (не только в Киеве, но и в Луцке, Львове, других городах). Украинские спудеи вошли в состав большого европейского Братства Вагантов, они учились, переходя из одного университета в другой, в пространстве всей Европы. Так, по документальным исследованиям, которые были проведены Валерией Ничик, в списке участников семинаров Канта числились 100 киевских бурсаков; известно также, что на мраморной доске Болонской музыкальной академии имя Максима Березовского, который был награжден золотой медалью этой Академии, стояло рядом с медалистом Вольфгангом Амадеем Моцартом. Следовательно, культурная трансформация украинской нации на базе обретения мирового опыта и определяла проект национального возрождения Украины.
- Но ведь, наверное, были и отечественные национальные импульсы?
- Конечно, то, о чем я говорил, не означает, что национальное возрождение сводилось к усвоению иностранного опыта. Как известно, оно предусматривало учет духовных традиций собственного народа. Такая задача была разрешена Петром Могилой, который в XVII веке, кроме всего прочего, сделал очень важную вещь: он систематизировал все праздники украинцев и легитимизировал их таким способом, которым украинцы пользуются и до сих пор.
Украиной был усвоен мировой опыт барочной культуры, которая претендовала на синтез всего европейского пространства градостроения, - от Лиссабона до Полтавы. Этому синтезу препятствовала контрреформация, которая отрицала ренессансный опыт возвеличивания человека пессимистическим, трагическим толкованием барочного сознания. И только на Украине и в Германии, которые переживали национальный подъем, вырабатывалось понимание барочного человека как национального героя, вождя, пророка. Примером здесь может быть рыцарское прославление Ивана Мазепы как репрезентанта украинской нации.
- Однако, как учит история, нет ничего неизменного, вечного, данного раз и навсегда... Очевидно, претерпевала определенные изменения и национальная идея?
- В дальнейшем развитии национального сознания ведущую роль начала играть идея социально-технического прогресса. Здесь в первую очередь нужно вспомнить патетическую оценку Тарасом Шевченко технических достижений Уатта и технического переворота, который начался с открытием паровой машины. Напомню его слова из 'Дневника' ('Журнала'): 'Великий Фультон! И великий Уатт! Ваше молодое, не по дням, а по часам растущее дитя в скором времени пожрет кнуты, престолы и короны, а дипломатами и помещиками только закусит, побалуется, как школьник леденцом. То что начали во Франции энциклопедисты, то довершит на всей нашей планете ваше колоссальное гениальное дитя. Мое пророчество несомненно. Молю только многотерпеливого Господа умалить малую часть своего бездушного терпения' (запись от 27 августа 1857 года).
Уместно отметить в этот период научный универсализм Ивана Франко и его фундаментальный труд, который посвящен философии прогресса, роли науки в национальном развитии ('Що таке поступ?'). Такая оценка науки и прогресса в это время определяется работами Остапа Терлецкого и многочисленными пропагандистскими статьями Ивана Федоровича, Ганевича и других галицких интеллигентов.
При Венском университете создается украинская группа 'Сiч', которая издавала украинскую литературу и стимулировала исследовательские работы в сфере естествознания. Один из ведущих деятелей 'Сiчi', Иван Пулюй, прославился открытием аппаратуры (в частности, катодной лампы), при помощи которой были открыты рентгеновские лучи. В то же время одним из основателей Кирилло-Мефодиевского общества, Николаем Гулаком, была издана монография 'Опыт геометрии в четырех измерениях', которая стала первым в Европе исследованием многомерной геометрии. Эта работа проторяла путь к восприятию пространственно-временных представлений релятивистской механики. Более того, украинским ученым Юрием Кондратюком была вычислена лунная орбита полета реактивных аппаратов, чем воспользовались, по признанию НАСА, американские ученые при полете на спутник Земли. Нельзя обойти и создание сыном украинского поэта Павла Грабовского, Борисом, телесистем, которые способны передавать изображение подвижных объектов. А первому показу в Париже фильма братьев Люмьер предшествовали (в 1903 г.) два киносеанса в Одессе. Следовательно, украинская культура проявила способность не только усваивать новейшие достижения цивилизации, но и создавать их.
- Какой же вывод можно сделать, подытоживая исторический опыт формирования и развития украинского национального самосознания?
- Анализ факторов исторического развития Украины позволяет утверждать, что ее национальная идея определяется задачей - стать субъектом современного цивилизационного процесса (выше мы показали, что это можно сделать и было уже сделано) и тем самым принимать участие в созидании будущности человечества. Вот это и есть главный вывод.