Выступление президента Валдаса Адамкуса в Сейме на нынешней неделе ознаменовало конец эпохи. Адамкус после десяти лет или двух сроков полномочий больше никогда не станет президентом Литовской Республики.
Нравится это или нет, но, все равно, он был хорошим президентом. Если В.Адамкусу что-то не удалось сделать, то не из-за злого умысла, а из-за ограниченных президентских полномочий, предусмотренных Конституцией, а иногда и потому, что росший и работавший в США политик, по крайней мере в начале первого срока не всегда понимал, что в Литве, в отличие от Запада, действуют другие правила.
Адамкус был и является президентом независимой, но все еще советской по своему мышлению Литвы. Он, по-видимому, это понимает, и, наверное, поэтому в его годовом докладе столько внимания уделено морали. Этим Адамкус напоминает экс-президента Чехии Вацлава Гавела, для которого мораль, демократия и права человека до сих пор остаются важнейшими ценностями - более высокими, чем политика. Как Гавела в Чехии, так и Адамкуса в Литве недооценивают. Но от большинства политиков Центральной и Восточной Евопы Адамкус и Гавел отличаются тем, что не использовали власть в личных интересах, а их ошибки (не ошибается тот, кто ничего не делает) родились не по злому умыслу, а, наоборот, из желания добра обществу.
Самое некорректное и оскорбительное обвинение в адрес Адамкуса, иными словами, удар ниже пояса, - обвинение в том, что он не жил в ЛССР. Кажется, что жить в Литве и сотрудничать с оккупантами, а после обретения независимости стать владельцами заводов и гостиниц - большая ценность, чем вынужденная эмиграция и служение Родине там. Поэтому два самых долго работавших на посту президента человека - Альгирдас Бразаускас и Валдас Адамкус - радикально отличаются друг от друга. Преимущество, без всяких сомнений, надо отдать Адамкусу, хотят немало жителей Литвы более благосклонно оценивают Бразаускаса.
Осталось сравнить Адамкуса с президентом Чехии Вацлавом Клаусом. Несколько недель назад в Пражском Граде (дворце президента Чехии) Клаус принял Адамкуса. Как всегда, официальный ужин начался с беседы двух президентов. Клаус говорил об 'американском экономическом кризисе', который на Литву повлиял больше, чем на Чехию, и напомнил литовцам, что они пережили советскую оккупацию и поэтому теперь им живется труднее, чем чехам, для которых самой большой травмой остается советская оккупация 1968 года. Как всегда, Клаус произвел впечатление аррогантного политика.
Следует отметить, что президент Чехии говорил после того, как фактически по его инициативе было свергнуто правительство Мирека Тополанека. Как раз на полпути председательства Чехии в ЕС и накануне визита президента США Барака Обамы в Прагу. Наверное, я слишком хорошего мнения о литовских политиках, но ни Адамкус, ни литовские левые или правые точно не поступили бы так безответственно. Кроме того, чешские политики навредили всем новых странам-членам ЕС - кто теперь поверит ЕС, что председательство Польши, Венгрии или Литвы не создаст такие проблемы, как Прага.
Выступление президента Литвы Валдаса Адамкуса на той встрече было во всех смыслах лучше - и глубже, и искреннее, и не так аррогантно. Он напомнил о многовековом сотрудничестве Литвы и Чехии - об участии чехов в Грюнвальдской битве на стороне литовцев, династических связях, болезненном коммунистическом опыте и сотрудничестве в ЕС после краха коммунизма. Адамкус сказал, что литовцы, каждый раз читая литовские тексты, сталкиваются с Чехией, потому что литовцы позаимствовали у чехов буквы č, ž, š. 'Чехия - в нашем письме', - сказал президент и это прозвучало диссонансом с риторикой Клауса.
Однако вернемся к годовому докладу В.Адамкуса. Большинство обозревателей отмечает, что в докладе не было оптимизма, и утверждает, что президент ушел в ту сферу, куда политики не должны уходить - в сферу морали. Правда, президент много говорил о моральных вещах, но никто не запретит главе государства говорить о том, что он считает важнейшей проблемой.
В.Адамкус сказал, что в глаза бросается тот факт, что в этот год, год празднования тысячелетия, как никогда чувствуется несоответствие между славной историей и массовым разочарованием граждан Литвы во всем - начиная с экономики, политики и заканчивая религией.
Это существенная истина. Правда и то, что в Литве с момента восстановления независимости не сформировалось открытое гражданское общество. Однако в этом виноваты не только политики, и сожаления президента ничем не помогут. Просто мы такие, мы такие, какие есть, и нам пока нужен спаситель - во время одних выборов таким был Паулаускас, во время других - Паксас или Успасских. В настоящее время, кажется, таким спасителем большая часть общества хочет видеть кандидата в президенты Далю Грибаускайте. В.Адамкусу сложно осознать, что в политике и морали Литвы что-то серьезно изменится только после смены поколений. Это непонимание демонстрирует и сильную, и слабую стороны В.Адамкуса.
Большая часть проблем, которые В.Адамкус обозначил в своем докладе, очень реальные и болезненные - Литва действительно нуждается в реформе высшего образования, из Литвы действительно массово эмигрируют, несомненно, в стране ощущается сильное социальное напряжение и раскол в обществе. Однако призыв В.Адамкуса к власти, не игнорировать эти плохие симптомы, это глас вопиющего в пустыне - причины, которые назвал В.Адамкус, это те причины, по которым в стране не сформировалось гражданское общество, а литовская демократия приобретает черты олигархии.
Может ли президент как должностное лицо самого высокого ранга, что-либо сделать. В настоящее время, наверное, не очень много. У него для этого недостаточно полномочий. Литва - это парламентская, а не президентская республика.
Поэтому в докладе В.Адамкуса не хватает серьезных предложений, связанных с реформой структуры власти в Литве, чтобы сделать власть более действенной. Действительно ли для нас наиболее подходящий вариант - парламентская республика, может, было бы лучше, чтобы была президентская? Быть может президент, действия которого ограничивает Конституция, и вовсе не нужен, но что тогда - парламент разбить на две палаты? Ответ вряд ли кому-то известен, но одно ясно (и этот диагноз четко установил В.Адамкус) - современная политическая система в Литве действует плохо.
Срок полномочий В.Адамкуса на посту президента завершится в июле, и не хотелось бы, чтобы он затмил время своего правления ненужными действиями.
Некоторые последние действия В.Адамкуса отдают популизмом. С 1 мая зарплата президента уменьшится на 17%. Ежемесячная зарплата В.Адамкуса составит уже не 27 000 Lt, а 23 000 Lt. Наверное, это решение принимал не сам В.Адамкус, кажется, это последствие литовской политики "затягивания ремней".
В.Адамкус прекрасно понимает, что обе зарплаты намного больше средней заработной платы граждан. Однако это действует во всем мире. Повар и водитель повсюду зарабатывают меньше главы государства. Власти нужны не для того, чтобы "затягивать ремни" и призывать граждан поступать подобным образом, а для того, чтобы сделать все, чтобы не надо было "затягивать ремни".