Одна из самых активных в мире борцов за права 'чернокожих' раскритиковала Обаму за 'бойкот' конференции по борьбе против расизма и разоблачила политиков из Доминиканской Республики, которые пытаются изменить Конституцию страны и оставить тысячи потомков гаитян без гражданства.
Уже свыше 30 лет педагог из Доминиканской Республики Сержия Галван, 54 лет, известна всему миру тем, что ведет борьбу с нарушениями прав человека - в основном женщин, молодежи и чернокожих. В телефонном интервью бразильской газете Epoca она сказала, что крайне разочарована в правительстве Барака Обамы. 'Бойкот такими странами, как США, Канада, Италия, Австралия и Новая Зеландия, конференции по борьбе против расизма, является огромным проявлением расизма'. Конференция (организованная под эгидой ООН в Женеве, Швейцария) ставила целью пересмотреть выполнение решений Всемирной конференции по борьбе против расизма, состоявшейся в 2001 году в Дурбане, Южная Африка. Как говорит Сержия, еще многое надо сделать. Последнее время она борется против изменений в конституции своей страны. Ультра-консервативные политики хотят, чтобы лица гаитянского происхождения, родившиеся в Доминиканской Республике, были лишены гражданства. Если это случится: 'Это будет величайшим проявлением расизма и ксенофобии, которое только было в Латинской Америке',- говорит Сержия. 'В Доминиканской Республике проживает почти 1 млн. человек гаитянского происхождения'.
ÉPOCA - Суть расизма изменилась?
Сержия Галван - Нет. Изменились формы ее проявления. Хотя в настоящее время они становятся более тонкими и незаметными, но выражаются они с гораздо большей силой. Антисемитизм и ксенофобия, которые мы видим в различных частях земного шара, являются тому примерами. Бойкот такими странами, как США, Канада, Италия, Австралия и Новая Зеландия, такой конференции, является огромным проявлением расизма. Сообщества потомков африканцев разочарованны, видя, что с приходом Обамы к власти, США не предпринимают усилия, чтобы подтвердить приверженность делу борьбы с расизмом.
ÉPOCA - Это современный расизм?
Сержия - Да, конечно. Эти проявления могут привести к еще худшим формам расизма. И дискриминация становится разнообразной, например, если вас раньше притесняли за черный цвет кожи, то теперь - за то, что - иммигрант или гомосексуалист. Средства массовой информации также усиливают дискриминацию, причем делают это очень тонко. Выражения наподобие 'черный день для экономики' и ' на черном рынке курс доллара' создают ассоциации черного, как чего-то плохого и незаконного. Криминализация молодежи и преобладание потомков африканцев в тюрьмах есть проявление расизма. И в Бразилии этот процесс также идет. В школьных учебниках, используемых в странах Латинской Америки, чернокожие изображены играющими незначительную роль в социальной и экономической жизни страны. Например, мы не видим ученых из числа чернокожих. В книгах по истории скрывают или манипулируют вкладом чернокожих в образование нации и создание демократии. Трудно найти красивые и позитивные детские рассказы, связанные с потомками афроамериканцев.
ÉPOCA - Конференция против расизма в Женеве, прошедшая с 20 по 24 апреля, явилась неким прорывом в борьбе против расизма?
Сержия - Не верю я в это. После 11 сентября (2001 года, дата атак на США), под предлогом борьбы с терроризмом разные страны отказались возобновить совместные усилия в борьбе с расизмом. В основном - Соединенные Штаты. Целью конференции было оценить, насколько страны продвинулись в борьбе с расизмом и бедностью за последние восемь лет, но страны представили только отчеты, и то неполные. Была только риторика. Единственное, что пытались сделать на конференции, это не сделать шаг назад. А о шаге вперед даже и не думали. Все что там было сделано, это только еще одна декларация о намерениях. Никаких реальных обязательств.
ÉPOCA - Как Вы оцениваете антисемитскую речь Махмуда Ахмадинежада в Женеве?
Сержия - Израиль, Палестина и Иран не должны были становиться основными темами дискуссий в Женеве, потому что они исказили настоящую цель конференции. Конфликт, который там произошел, был специально использован странами-гегемонами, чтобы бойкотировать это событие, и таким образом избежать ответственности за то, что не ведется борьба с расизмом.
ÉPOCA - Как эффективно бороться с расизмом?
Сержия - Мы должны принять решительные меры и найти модель развития, в которой существенную роль играли бы потомки африканцев. В большинстве стран даже не признают существование расизма. В Доминиканской Республике, где 80% населения африканского происхождения, на государственном уровне считается, что расизма в стране не существует. Только расовые предрассудки. Доминиканцы используют различные прилагательные, чтобы изменить свое происхождение. Они считают себя индейцами светлыми или темными, мулатами ... В обществе презирается африканское происхождение. По разным оценкам, чернокожих в Латинской Америке 150 миллионов. Некоторые органы власти заявляют, что нас лишь 30 или 60 миллионов человек. Мы боремся за то, чтобы при переписи в 2010, которая состоится в Латинской Америке, этнические и расовые данные давались отдельно. Нам нужно знать, сколько нас, и ценить свою расовую принадлежность.
ÉPOCA - В Доминикансой Республике, которая вместе с Гаити делит остров Эспаньола, существует сильное предубеждение против гаитян. Как это проявляется?
Сержия - За последние годы люди гаитянского происхождения, заживо сжигались при проведении ультра-расистских демонстраций. Так в прошлом сжигали ведьм. Конституция сейчас реформируется. В настоящее время считается, что доминиканцем является тот, кто родился в стране, или доминиканского происхождения. Если новый закон будет принят, то только потомки доминиканцев будут иметь право на гражданство. Это право крови. Потомки гаитян, родившихся в Доминиканской Республике, не будут иметь гражданство страны. Уже много людей попало в эту ситуацию. Есть целые семьи, где три поколения, родившихся в Доминиканской Республике, даже не имеют документов, удостоверяющих личность.
ÉPOCA - Как эти люди живут без документов?
Сержия - По крайней мере 22% населения страны не имеет документов, удостоверяющих личность. В основном это чернокожие и беднота. По закону у них нет права на социальную защиту. Например, они ходят в школу, только пока у них не потребуют документы. Те же, у кого есть такие документы, могут быть ущемлены в своих правах, если конституция страны будет изменена. Потому что правовое положение переходит от отца к сыну. Возможно, главное проявление расизма и ксенофобии в Латинской Америке мы уже видим. Это ситуация с почти миллионом человек гаитянского происхождения в Доминиканской Республике.